Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.04.2020
ВОПРОС:
Отдел образования выплачивает муниципальным служащим компенсацию на лечение без издания распорядительного документа в конце квартала последнего месяца.
По каким коду вида расходов и статье КОСГУ необходимо оплачивать расходы в 2020 году?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплату муниципальным служащим органа местного самоуправления дополнительных гарантий, обусловленных статусом сотрудников, замещающих должности муниципальной службы, а именно компенсации на лечение без предоставления подтверждающих расходы документов может быть отражена с применением КВР 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" в увязке с подстатьей 212 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме" КОСГУ.
Вместе с тем в случае прямого указания на социальный характер данной выплаты в нормативном акте, ее устанавливающем, расходы на выплату муниципальным служащим компенсации на лечение могут осуществляться по подстатье 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме" КОСГУ и КВР 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда".

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Пунктом 4 ст. 9 областного закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" предусмотрена выплата муниципальному служащему за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования компенсации на лечение один раз в квартал в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом данная выплата предоставляется всем муниципальным служащим, состоящим в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, без предоставления документов, подтверждающих расходы на лечение, таким образом, она обусловлена статусом сотрудника.
При определении кода вида расхода (далее - КВР) и кода операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) учреждению следует руководствоваться соответственно Порядком N 85н и Порядком N 209н (смотрите также письма Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153, от 27.12.2019 N 02-08-10/102939, направленные в целях методологического сопровождения Порядка N 209н).
Порядками NN 85н и 209н предусмотрено разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или "натуральной"), типу выплат (социальные и несоциальные), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).
В соответствии с п. 48.1 Порядка N 85н группа 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами" видов расходов предназначена для отражения в том числе расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на выплату денежного содержания, осуществление иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выплат муниципальным служащим, с учетом страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также командировочных и иных выплат в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Поскольку выплата компенсации на лечение не входит в денежное содержание муниципальных служащих, т.е. не формирует фонд оплаты труда и не относится к заработной плате (п. 1 ст. 22 Закона N 25-ФЗ), а является дополнительной гарантией, обусловленной статусом муниципальных служащих, установленной законом субъекта РФ и муниципальными правовыми актами, расходы на ее осуществление отражаются по КВР 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" (п.п. 48.1, 48.1.2.2 Порядка N 85н).
Пунктом 3 Порядка N 209н предусмотрено отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.
Для определения формы, в которой производится выплата компенсации на лечение, следует отметить, что при осуществлении выплат в натуральной форме отсутствует свобода выбора в отношении того, как использовать выплату; выплата просто освобождает получателя от необходимости осуществлять такие расходы за счет собственных источников доходов (п. 2.1.3 Приложения к письму Минфина России от 27.12.2019 N 02-08-10/102939). К тому же выплата в натуральной форме имеет стоимостной эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления (п.п. 2.1.3, 2.4 Приложения к письму Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153). Полученные в данном случае средства могут быть использованы муниципальными служащими по их усмотрению, размер выплаты не зависит от стоимости лечения, обязанность израсходовать средства именно на лечение отсутствует. Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемая компенсация на лечение относится к выплатам в денежной форме.
К компенсациям согласно ст. 164 ТК РФ относятся денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. Возмещение расходов предполагает предоставление сотрудником документов, подтверждающих произведенные им расходы. В свою очередь, к гарантиям относятся средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (ст. 164 ТК РФ).
В соответствии с п. 7 Порядка N 209н к социальным пособиям и компенсациям персоналу относятся выплаты, связанные с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении, выход на пенсию, а также в связи с потребностью в жилье или по другим обстоятельствам. Предоставление сотрудникам права на лечение, связанного, например, с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, можно рассматривать в качестве выплаты социального характера. Такие выплаты осуществляются по подстатье 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме" КОСГУ, к которой относятся расходы по выплате социальных пособий и компенсаций персоналу (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых услуг) (п. 10.6.6 Порядка N 209н).
В свою очередь, несоциальными выплатами являются заработная плата, выплаты, связаны с привлечением и удержанием работников в определенной сфере трудовой деятельности (смотрите раздел 2 Приложения к письму Минфина России от 27.12.2019 N 02-08-10/102939). Рассматриваемая компенсационная выплата муниципальным служащим в качестве дополнительной гарантии установлена действующим законодательством и напрямую не связана с социальными рисками. Общие социальные гарантии муниципальных служащих, такие как медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование, предусмотрены п. 1 ст. 23 Закона N 25-ФЗ. В данном случае выплата производится в установленном размере ежеквартально без предоставления подтверждающих расходы документов всем муниципальным служащим, т.е., по сути, направлена на финансовое стимулирование сотрудников муниципальных служащих органов местного самоуправления. Она обусловлена именно статусом сотрудника, замещающего должность муниципальной службы, и не связана напрямую с социальными рисками и реализацией сотрудником права на лечение.
Согласно п. 10.1.2 Порядка N 209н расходы по оплате работодателем в пользу персонала не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и пособий (за исключением компенсаций расходов персонала), обусловленных условиями трудовых отношений, статусом сотрудников, относятся на подстатью 212 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме" КОСГУ.
Таким образом, исходя из условий предоставления выплаты и порядка ее назначения в качестве дополнительной гарантии, обусловленной статусом муниципального служащего, расходы органа местного самоуправления на выплату компенсации на лечение муниципальным служащим считаем возможным отражать по КВР 122 в увязке с подстатьей 212 КОСГУ.
Вместе с тем отнесение компенсации на лечение к социальным выплатам возможно в случае прямого указания на социальный характер данной выплаты непосредственно в нормативном акте, ее устанавливающем. В таком случае расходы могут осуществляться по подстатье 266 КОСГУ (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.03.2018 N Ф08-453/18 по делу N А53-11938/2017).
Применение подстатей 212 и 266 КОСГУ в увязке в КВР 122 предусмотрено Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой начиная с 1 января 2020 года (информация Минфина России от 16.03.2020).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

25 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики