Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

17.04.2020
ВОПРОС:
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по результатам закупки у единственного контрагента согласно положению о закупке заключен договор на поставку хозяйственных товаров. Конкретные товары перечислены в спецификации (приложение к договору).
Возможно ли заменить ряд товаров в спецификации другими (тоже хозяйственные товары)? Может ли это быть признано изменением существенных условий договора, а именно изменением предмета договора?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Изменение наименований поставляемых товаров формально свидетельствует об изменении существенных условий договора и может быть квалифицировано как заключение нового договора.
Однако однозначно оценить правовые последствия такого изменения мы не можем, они определяются конкретными обстоятельствами.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, положениями которого согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в том числе руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Закон N 223-ФЗ не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров. Более того, из ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ видно, что закон прямо предусматривает возможность изменения условий договора, требуя от заказчика только размещения информации о таком изменении в единой информационной системе (далее - ЕИС) и в реестре договоров, заключенных заказчиками.
Однако приведенные нормы не должны восприниматься как допускающие произвольное изменение условий договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, не допускается изменение предмета такого договора (смотрите письмо Минэкономразвития России от 04.08.2015 N Д28и-2250). В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, прямо указано, что не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора. На наш взгляд, если необходимость изменения условий исполнения договора обусловлена объективными обстоятельствами (то есть изменение не является произвольным), такое изменение не может рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ. Однако критерии правомерности такого изменения весьма оценочны, поэтому вопрос о том, нарушает ли изменение условий договора законодательство о закупках, в каждой конкретной ситуации в случае возникновения спора может быть решен только судом исходя из обстоятельств этой ситуации, условий документации о закупке и договора.
Как следует из п. 3 ст. 455 ГК РФ, наименование и количество товара отнесены к существенным условиям договора купли-продажи, разновидностью которого является договор поставки (п. 5 ст. 454 ГК РФ). Следовательно, независимо от того, что в рассматриваемой ситуации новые товарные позиции относятся к хозяйственным товарам, замена ими первоначально предусмотренных договором товаров формально свидетельствует об изменении существенного условия договора поставки о предмете договора. Нельзя исключить, что такое изменение условий может быть квалифицировано как фактически приводящее к заключению нового договора.
На наш взгляд, принципиально заказчик вправе, если это не противоречит положению о закупке как правовому акту, регламентирующему закупочную деятельность заказчика (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), заключить с единственным контрагентом дополнительное соглашение к ранее заключенному договору, в том числе такое, которое частично изменяло бы предмет ранее заключенного договора. Само по себе это не будет нарушением требований законодательства. Однако следует учитывать, что, как и всякая закупка, такая закупка должна быть отражена в плане закупок (ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), информация о ней как о закупке у единственного контрагента должна быть размещена в ЕИС, если это предусмотрено положением о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также передана в реестр договоров, заключенных заказчиками. Правовые последствия внесения в договор соответствующих изменений, на наш взгляд, зависят от конкретных обстоятельств. В частности, значение имеет, как именно определен предмет закупки в плане закупок. Если отраженный в плане закупок предмет договора детализирован именно таким образом, как указано в вопросе ("хозяйственные товары", без указания конкретных товаров), то, по нашему мнению, изменение конкретных товарных позиций в договоре не связано с какими-либо рисками для заказчика.
Правоприменительной практики, где бы рассматривалась аналогичная ситуация, мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

23 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики