Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
22.04.2020
- Заключен договор поставки. Контрагент указал, что в целях предотвращения коронавирусной инфекции, в связи с подписанием Президентом РФ Указа от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", в период с 30.03.2020 по 03.04.2020 не сможет исполнять договор поставки, т.е. произвести поставку товара в срок, предусмотренный договором, в связи с наступлением форс-мажора.
Относится ли Указ Президента РФ о нерабочих днях к обстоятельствам непреодолимой силы для целей исполнения обязательств по договору поставки, заключенному между российскими коммерческими организациями и исполняемому на территории РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Признать указы Президента РФ о введении нерабочих дней форс-мажором, освобождающим поставщика от ответственности за просрочку поставки товара, может только суд с учётом обстоятельств конкретного дела.
Обоснование вывода:
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Как такового перечня обстоятельств непреодолимой силы закон не устанавливает. К соответствующим обстоятельствам могут быть отнесены, в частности, массовые заболевания (эпидемии), ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства (смотрите п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14).
Судебная практика показывает, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (смотрите п.п. 8, 9 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7). Действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения (п. 5 Обзора практики ВС Чувашской Республики и Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.08.2019, постановление АС Уральского округа от 26.06.2018 N А76-7758/2017). Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Ситуация, сложившаяся в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), очевидно, обладает всеми признаками форс-мажора, что уже находит подтверждение в нормативных правовых актах, решениях государственных органов*(1) это не означает автоматического признания нерабочих дней, введённых указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, форс-мажором, освобождающим сторону, не исполняющую обязательства, от ответственности. Так, например, согласно разъяснениям, опубликованным 27.03.2020 Торгово-промышленной палатой, снижение потока посетителей в связи с угрозой коронавируса не может признаваться форс-мажором для отсрочки, снижения платежей по аренде помещений, приостановки платежей по кредиту.
Таким образом, признать введение указами Президента РФ нерабочих дней форс-мажором, освобождающим поставщика, не обеспечившего своевременную поставку товара, от ответственности, может только суд применительно к конкретной ситуации при наличии причинно-следственной связи между данным обстоятельством и неисполнением обязательства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
3 апреля 2020 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так, Минфин России и ФАС в разъяснениях, посвященных вопросам закупок для государственных и муниципальных нужд, прямо указывают, что данная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок (смотрите письмо Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2020 N ИА/21684/20, письмо Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности"). Поддерживают данную позицию и иные государственные органы (п. 17.1 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности"). Смотрите также в ГАРАНТе справку "Коронавирус COVID-19".
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним