Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.04.2020
ВОПРОС:
Обязан ли победитель электронного аукциона по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" переделать смету на снятие дорожного покрытия с учетом понижения цены контракта (снижение начальной (максимальной) цены в результате проведения электронного аукциона до значения цены, предложенной победителем аукциона)? Правильно ли, как предлагает победитель, не менять смету, а изменить только сумму с учетом снижения?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае смету следует изменить с учетом снижения начальной (максимальной) цены контракта в результате осуществления закупки.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор (п.п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, применяются положения ГК РФ с учетом особенностей, установленных указанным Законом.
Согласно п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы по договору подряда может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Применительно к отношениям по договору строительного подряда п. 1 ст. 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Частью 10 ст. 69 Закона N 44-ФЗ установлено, что победителем электронного аукциона признается участник такого аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием ЕИС в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 той же статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ не регламентирует механизм корректировки цены контакта на выполнение работ в тех случаях, когда она определена путем составления сметы, как и не предусматривает напрямую необходимость изменения сметы в такой ситуации.
Однако из приведенных выше норм следует, что в случаях, когда смета определяет цену работ по договору подряда, она является частью этого договора. Поскольку в соответствии со сметой определяется стоимость отдельных видов работ, отсутствие корректировки сметы, рассчитывающей начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК), на наш взгляд, может привести к неопределенности в отношении цены отдельных видов работ по контракту и к несоответствию между составленной сметой и проектом контракта, который подписывают заказчик и победитель электронного аукциона.
В письме Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1634 разъясняется, что после определения победителя процедуры закупки заказчик рассчитывает коэффициент снижения НМЦК к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. В случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, нескольких этапов исполнения контракта, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения НМЦК, полученного в ходе проведения процедуры закупки (смотрите также письмо Минфина России от 20.08.2018 N 24-03-07/58931).
Поэтому в рассматриваемом случае, по нашему мнению, заказчику следует составить новую смету путем снижения содержащихся в ней расценок на коэффициент снижения цены, определяемой как отношение НМЦК к цене контракта, предложенной победителем аукциона, или запросить у победителя электронного аукциона смету, которая содержит стоимость работ, скорректированную с учетом снижения НМЦК (смотрите также постановление АС Уральского округа от 20.02.2020 N Ф09-329/20, постановление АС Уральского округа от 27.09.2018 N Ф09-3712/17, решение ФАС России от 08.11.2017 N К-1543/17).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Отант прошел контроль качества

3 апреля 2020 г.

Все консультации данной рубрики