Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

08.05.2020
ВОПРОС:
По результатам аукциона по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заключен договор на поставку овощей. Поставщик прислал уведомление, что в связи с пандемией не может поставлять два из четырех лотов (морковь и свеклу) по цене, указанной в договоре, а только по цене выше указанной. В договоре касаемо форс-мажора есть пункт: "В случае наступления форс-мажорных обстоятельств стороны продолжают, насколько это возможно, выполнение обязательств по настоящему договору и ведут поиск альтернативных способов выполнения договора, не зависящих от форс-мажорных обстоятельств".
Можно ли внести в договор изменения, исключив из спецификации те товары, которые поставщик не может поставить, и уменьшив цену договора на стоимость этих товаров?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе заключить дополнительное соглашение об изменении цены некоторых товаров или об исключении из перечня подлежащих поставке товаров отдельных позиций с уменьшением цены договора на соответствующую сумму.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, положениями которого согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в том числе руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Закон N 223-ФЗ не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий, заключаемых в ходе закупки договоров. Более того, из ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ видно, что закон прямо предусматривает возможность изменения условий договора, требуя от заказчика только размещения информации о таком изменении в единой информационной системе и в реестре договоров, заключенных заказчиками.
Однако приведенные нормы не должны восприниматься как допускающие произвольное изменение условий договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, не допускается изменение предмета такого договора (смотрите письмо Минэкономразвития России от 04.08.2015 N Д28и-2250). В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, прямо указано, что не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора. На наш взгляд, если необходимость изменения условий исполнения договора обусловлена объективными обстоятельствами (то есть изменение не является произвольным), такое изменение не может рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ. Однако критерии правомерности такого изменения весьма оценочны, поэтому вопрос о том, нарушает ли изменение условий договора законодательство о закупках, в каждой конкретной ситуации в случае возникновения спора может быть решен только судом исходя из обстоятельств этой ситуации, условий документации о закупке и договора.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Как показывает судебная практика, для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. При этом наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (смотрите п.п. 8, 9 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7). Действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения (п. 5 Обзора практики Верховного Суда Чувашской Республики и Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.08.2019, постановление АС Уральского округа от 26.06.2018 N А76-7758/2017). Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик, во-первых, не обязан соглашаться с предлагаемыми поставщиком новыми условиями договора (смотрите в связи с этим также ст.ст. 310, 421, 450.1 ГК РФ), а во-вторых, в случае неисполнения поставщиком обязательств по поставке указанных в вопросе товаров на согласованных в договоре условиях вправе требовать от поставщика уплаты установленной договором неустойки (судьба этого требования в случае возникновения спора будет решаться судом), а при определенных обстоятельствах и отказаться от исполнения договора (п. 2 ст. 523 ГК РФ).
Вместе с тем закон не обязывает заказчика при любых обстоятельствах требовать от контрагента исполнения обязательства исключительно на изначально согласованных условиях и принимать меры к расторжению договора в случае, если по каким-либо причинам контрагент не может исполнить обязательство в полном объеме.
Поэтому, если заказчик заинтересован в сохранении договорных отношений с поставщиком, он, на наш взгляд, принципиально вправе, если это не противоречит положению о закупке как правовому акту, регламентирующему закупочную деятельность заказчика (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), заключить с поставщиком дополнительное соглашение к договору. Полагаем, что это может быть как соглашение об изменении цены некоторых товаров, так и соглашение, исключающее из перечня подлежащих поставке товаров отдельных позиций с уменьшением цены договора на соответствующую сумму. Само по себе заключение подобных соглашений не должно рассматриваться как нарушение требований законодательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

17 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики