Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

21.05.2020
ВОПРОС:
Законом о защите прав потребителей предусмотрено: гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Считается ли ошибкой устанавливать в гарантийном талоне срок службы с даты изготовления, если на упаковке указан только год производства? Считается ли это ущемлением прав потребителя?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Изготовитель вправе указать в сопроводительных документах на товар срок службы с даты изготовления, несмотря на то, что на упаковке указан только год производства.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 настоящего Закона. При этом срок службы товара исчисляется со дня передачи его потребителю, если иное не предусмотрено договором; если же день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара (п. 2 ст. 19 Закона N 2300-I).
Таким образом, норма об исчислении срока службы со дня передачи его потребителю является диспозитивной, и в конкретном договоре может быть установлен иной порядок его исчисления (Смотрите материалы: Гришаев С.П. Комментарий к Закону о защите прав потребителей (постатейный). - Специально для системы ГАРАНТ, 2017 г. / Комментарий к п. 2 ст. 19; решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 28 июня 2017 г. по делу N 2а-8432/2017, решение Пинежского районного суда Архангельской области от 24 марта 2017 г. по делу N 2-1/2017).
При этом законодатель не устанавливает ограничений на условия, которые стороны конкретного договора купли-продажи могут согласовать в обход данной диспозитивной нормы. Поэтому, исходя из принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ), такой договор, заключаемый между потребителем и продавцом, одновременно являющимся изготовителем*(1), на наш взгляд, может содержать условие о начале течения срока службы товара с даты его изготовления.
При таком решении срок службы может истечь до приобретения товара потребителем. Но само по себе это, по нашему мнению, не свидетельствует о нарушении прав потребителя, если потребитель перед заключением договора купли-продажи уведомлен об этом факте и добровольно принял на себя соответствующие риски. Ведь законодатель запрещает лишь продажу товара по истечении установленного срока годности (п. 5 ст. 5 Закона N 2300-I), но не срока службы. Истечение же срока службы не влечет в обязательном порядке невозможность использования товара по назначению очевидно, оно лишь должно соразмерно снизить цену товара: как видно из определения срока службы, в такой ситуации потребитель лишается права на предъявление требований к изготовителю из существенных недостатков товара по п. 6 ст. 19 Закона N 2300-I. Однако это не лишает потребителя требований, которые он может заявить к стороне договора купли-продажи - продавцу в соответствии со ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона N 2300-I. Поэтому мы полагаем, что такое определение начала течения срока службы товара прав потребителя не нарушает.
В судебной практике нам не встретилось актов, в которых бы непосредственно обсуждался этот вопрос. Но, к примеру, при вынесении определения СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 22 августа 2016 г. по делу N 33-4094/2016 суд не отнесся критически к тому, что срок гарантии и срок службы изготовитель связал с днем производства товара.
Отсутствие нарушения прав потребителя тем не менее не исключает того, что потребитель, присоединившийся к договору купли-продажи, условия которого определены продавцом в сопроводительной документации к товару, сможет изменить договор по п. 2 ст. 428 ГК РФ, поскольку в данной ситуации вполне можно сказать, что договор, хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает потребителя прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, что потребитель исходя из своих разумно понимаемых интересов не принял бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий договора.
Что касается того, что договор будет связывать начало течения срока службы с датой изготовления товара, которая определена лишь годом, отметим следующее. Закон N 2300-I говорит об исчислении срока службы именно со дня изготовления товара лишь для случая использования законной презумпции в ситуации, когда день передачи установить невозможно. В данном случае речь идет не об этой презумпции, а об условии договора о начале течения срока службы, которое законом не регламентируется. Соответственно, условие может содержать ссылку на дату изготовления товара, которая определена лишь годом. Начало срока, определенного периодом времени, согласно ст. 191 ГК РФ может связываться не только с календарной датой (под которой понимается дата, месяц и год), но и с наступлением события, которым в данной ситуации является изготовление товара. В случае, когда известен только год, в котором это событие наступило, возникает вопрос толкования соответствующего условия договора. Конечное толкование может дать только суд, рассматривающий конкретное дело и исследующий действительную общую волю сторон при заключении договора. Мы, со своей стороны, можем лишь предположить, что при таком положении, когда конкретная дата изготовления товара не известна, справедливо исчислять связанные с ней сроки начиная с 1 января года, следующего за известным годом производства.
К сожалению, комментариев и материалов судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. Мы изложили здесь лишь свою экспертную позицию, однако она может расходиться с мнением правоприменительных органов при рассмотрении конкретного спора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

6 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поскольку обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), говорить о таком условии договора можно только в том случае, если в качестве продавца по договору купли-продажи выступает сам изготовитель.

Все консультации данной рубрики