Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

21.05.2020
ВОПРОС:
Решение заказчика об отказе от исполнения контракта вступает в силу, и государственный/муниципальный контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Судя по данным сервиса почтовых отслеживаний "Почта России", письмо отправленно 20.04.2020 и ожидает адресата в месте вручения с 23.04.2020 и будет ожидать до 23.05.2020.
С какого момента считаются десять дней? Что делать, если письмо так и не будет вручено? Как в таком случае определить дату расторжения контракта?
ОТВЕТ:

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта предусмотрен ч.ч. 10-14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Соблюдать его заказчик обязан (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
Из ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно. Согласно этой норме решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты его принятия заказчик должен разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направить контрагенту по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также иными способами, обеспечивающими получение заказчиком уведомления о вручении указанного решения контрагенту. Выполнение заказчиком указанных требований считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом датой такого надлежащего уведомления признается:
- или дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- или дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте;
- или - при невозможности получения вышеуказанных подтверждения либо информации - дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента о таком решении (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что для расторжения договора достаточно доставки контрагенту сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. При этом следует учитывать общие положения п. 3 ст. 54 ГК РФ о "достоверности адреса", а именно о риске последствий неполучения юридическим лицом юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, о риске отсутствия по указанному адресу органа или представителя этого лица (смотрите, например, решение УФАС по Чукотскому автономному округу от 16.02.2018 N 11/01-43/18, постановления Двадцать первого ААС от 07.08.2018 N 21АП-1270/18, Семнадцатого ААС от 14.12.2017 N 17АП-17280/17, Девятого ААС от 25.09.2017 N 09АП-36597/17, оставленное без изменений постановлением АС Московского округа от 12.12.2017 N Ф05-18042/17). Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения, смотрите п. 67 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). Юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных последствий в том числе в результате непринятия мер по получению информации, связанной с осуществляемой им деятельностью, в том числе в результате непринятия мер по получению почтовой корреспонденции по адресу регистрации (смотрите п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61). Таким образом, контрагент, которому по надлежащему адресу было доставлено, но не вручено уведомление заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Омской области от 19.06.2018 N РНП-55-55/2018, решение УФАС по Челябинской области от 24.01.2018 N РНП-74-9/2018). Именно с учетом изложенного следует определять дату надлежащего уведомления контрагента о принятом заказчиком решении.
Как показывает правоприменительная практика, если юридически значимое сообщение направлено с использованием услуг почтовой связи, то в случае возврата почтового отправления по причине истечения срока хранения датой вручения сообщения считается последний день срока хранения сообщения в отделении почтовой связи, при этом о принятии отделением почтовой связи необходимых и достаточных мер для фактического вручения корреспонденции свидетельствуют доказательства направления адресату повторного извещения (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 N 18АП-1081/16, от 01.12.2015 N 18АП-12455/15, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 N 12АП-10301/16)*(1). Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что десятидневный срок, по истечении которого вступит в силу решение заказчика об отказе от исполнения контракта, начнет течь на следующий день после последнего дня хранения почтового отправления в организации связи. Иными словами, на одиннадцатый день с даты, следующей за истечением срока хранения, контракт будет считаться расторгнутым*(2). Например, если последним сроком хранения будет 22.05.2020, то решение заказчика об отказе от исполнения контракта (с учетом ст. 191 ГК РФ) вступит в силу 02.06.2020.
Если же по каким-то причинам заказчик не может установить дату, когда вышеупомянутое почтовое сообщение направлено отправителю в связи с истечением срока хранения в организации связи, датой надлежащего уведомления заказчиком контрагента о принятом решении об отказе от исполнения контракта может считаться дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2019 г. N 19АП-2217/19).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

28 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В правоприменительной практике можно встретить подход, предполагающий, что при подобных обстоятельствах датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта является дата получения заказчиком собственного заказного письма, возвращенного в связи с истечением срока хранения (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 19 апреля 2019 г.). На наш взгляд, подобный подход не имеет под собой правовых оснований.
*(2) Подчеркнем, что информация об отсутствии контрагента по указанному в контракте (ЕГРЮЛ) адресу принципиально может быть получена быстрее в случае направления ему не почтового отправления, а, например, телеграммы (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 января 2019 г. N РНП 89-167/2018).

Все консультации данной рубрики