Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.05.2020
ВОПРОС:
На протяжении 2017-2019 годов бюджетному учреждению предоставлялись целевые субсидии в соответствии с заключенными соглашениями на каждый год. Однако ежегодно суммы целевых субсидий доводились не в полном объеме (недофинансирование). При этом дополнительные соглашения на уменьшение объема субсидий не заключались.
В какой строке плана финансово-хозяйственной деятельности за 2017, 2018, 2019 годы должны были быть отражены данные о неисполненных плановых показателях (фактически денежные средства не получены) на конец года, если при переходе на следующий финансовый год в плане указываются только остатки денежных средств на лицевых счетах учреждения на начало года? Должны ли они отражаться в строке 600 (остатки денежных средств и неисполненные плановые назначения)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, из-за невозможности предусмотреть сумму недофинансирования целевой субсидии на этапе подготовки, составления и утверждения Плана ФХД данная сумма в этом документе отражаться не должна, в том числе в строке 600 таблицы 2 Плана ФХД.

Обоснование вывода:
Общие требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) государственного (муниципального) учреждения в 2017-2019 гг. были утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н). Кроме того, начиная с 2017 года (планового периода 2018 и 2019 годов) формирование Планов ФХД должно было осуществляться с учетом положений приказа Минфина России N 142н от 29.08.2016. Вместе с тем орган исполнительной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - учредитель), вправе был установить особенности его составления и утверждения. Поэтому учреждение при составлении Плана ФХД также должно было руководствоваться порядком, определенным учредителем, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (п. 2 Требований N 81н).
Целью формирования первоначального Плана ФХД является именно планирование доходов и выплат учреждения на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период). После утверждения закона (решения) о бюджете План ФХД при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение (в случае необходимости) с учетом положений Раздела III Требований N 81н (п. 17 Требований N 81н). Целью внесения изменений в План ФХД является расходование бюджетным учреждением средств в пределах показателей по выплатам, предусмотренным утвержденным Планом ФХД (смотрите письма Минфина России от 17.05.2019 N 09-07-09/35628, от 24.01.2017 N 02-05-10/3143, от 27.02.2013 N 02-14-08/5744, письмо Минфина России и Министерства экономического развития РФ от 17.01.2017 NN 09-05-07/1509, 749-ЕЕ/Д28и).
Субсидии на иные цели предоставляются бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ на основании соглашений о предоставлении субсидии, заключаемых с учредителями (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В Плане ФХД бюджетного учреждения доходы в сумме субсидий на иные цели и расходы за счет данных средств также отражаются на основании соглашений. В случае, если по каким-либо причинам по итогам финансового года учредителем были не в полном объеме перечислены средства субсидии бюджетному учреждению в соответствии с соглашением, то данный факт должен был найти отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в отчетности организации бюджетной сферы. Однако в данном случае речь идет именно об учете и отчетности.
Показатели по поступлениям и выплатам, в том числе целевых субсидий, в 2017-2019 гг. отражались в таблице 2 Плана ФХД. В Плане ФХД должны были указываться планируемые показатели, а не фактические. Другими словами, на этапе подготовки и составления Плана ФХД сумму недофинансирования предусмотреть невозможно и, соответственно, логично было бы предположить, что данная сумма в Плане ФХД отражаться не должна.
Согласно п. 8.1 Требований N 81н по строкам 500, 600 в графах 4-10 таблицы 2 указывались планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели, по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планировались на этапе формирования проекта Плана либо указывались фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный План после завершения отчетного финансового года. То есть возможность внесения изменений в План ФХД после завершения отчетного финансового года в части уточнения суммы остатков денежных средств на начало и на конец планируемого года по решению учредителя предусмотрена Требованиями N 81н. Однако никаких разъяснений и комментариев, для каких случаев применим данный пункт, нет. Считаем, что показатели, содержащиеся в Плане ФХД, должны относиться именно к периоду, на который он составляется, а не быть сориентированными на кассовый расход.
Учитывая тот факт, что План ФХД - это документ, определяющий планируемые объемы поступлений и направления расходов, считаем: из-за невозможности на этапе подготовки, составления и утверждения Плана ФХД предусмотреть сумму недофинансирования целевой субсидии данная сумма в этом документе отражаться не должна, в том числе в строке 600 таблицы 2 Плана ФХД. Если же по решению учредителя бюджетное учреждение использует п. 8.1 Требований N 81н, то порядок отражения суммы недофинансирования также должен быть предусмотрен учредителем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

13 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики