Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

02.06.2020
ВОПРОС:
Поставщик по государственному контракту сообщил, что в связи с обстоятельствами форс-мажора (ограничения, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции) не может поставлять товар и отказывается от исполнения контракта.
К какой ответственности можно привлечь поставщика в случае его отказа от исполнения контракта в таких обстоятельствах? Какие правовые последствия для поставщика может повлечь такой отказ? Подлежит ли информация о таком поставщике включению в реестр недобросовестных поставщиков?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации заявление поставщика об одностороннем внесудебном отказе от исполнении контракта не основано на законе. Заказчик в приведенных обстоятельствах вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнении контракта и направить информацию о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование вывода:
1. Частью 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Часть 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предоставляет поставщику право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Обязательный для соблюдения порядок действий контрагента, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен ч.ч. 20-22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, поставщик вправе заявить об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в соответствии с контрактом аналогичным правом обладает заказчик, или потребовать расторжения контракта в судебном порядке. При этом следует учитывать, что право контрагента отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта напрямую зависит от того, предусмотрено ли такое право в ГК РФ в нормах, регулирующих отношения по исполнению соответствующего вида обязательств. Так, право поставщика отказаться от исполнения договора поставки предусмотрено для случаев, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (п. 3 ст. 484, п. 5 ст. 454 ГК РФ); когда договором не определен ассортимент товара и порядок его определения (п. 2 ст. 467 ГК РФ); когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку (п. 2 ст. 489 ГК РФ); в случае непредставления покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок (п. 3 ст. 509 ГК РФ), невыборки покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок (п. 2 ст. 515 ГК РФ). Кроме того, п. 1 ст. 523 ГК РФ предусмотрено право сторон договора поставки на односторонний отказ от исполнения такого договора в случае существенного нарушения его одной из сторон. При этом в соответствии с п. 3 указанной статьи нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным (что не исключает иной квалификации таких нарушений судом либо, напротив, аналогичной квалификации иных нарушений) в случаях неоднократного нарушения покупателем сроков оплаты товаров либо неоднократной невыборки товаров.
Кроме того, отметим, что приведенный в ч.ч. 20-22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ односторонний внесудебный порядок расторжения (отказа от исполнения) контракта контрагентом (поставщиком) предполагает зависимость дальнейшей судьбы контракта: его расторжения либо дальнейшего его исполнения от поведения заказчика - на это указывает, в частности норма ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая возможность прекратить процедуру расторжения контракта и продолжить его исполнение в случае устранения нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия соответствующего решения.
В приведенной ситуации очевидно, что не заказчик своими действиями либо бездействием препятствует исполнению контракта - поставщик ссылается на обстоятельства непреодолимой силы (ограничительные меры, вызванные предупреждением распространения коронавирусной инфекции). Соответственно, основания применения в данной ситуации процедуры одностороннего внесудебного отказа от исполнения контракта поставщиком отсутствуют.
Вместе с тем по смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, ст. 94, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ предусмотренные контрактом обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Неисполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, дает заказчику право на отказ от исполнения контракта. Такое право может быть реализовано им в порядке, предусмотренном ч.ч. 9-16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. По смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, ст. 94, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ предусмотренные контрактом обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Неисполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, дает заказчику право на отказ от исполнения контракта. Такое право может быть реализовано им в порядке, предусмотренном ч.ч. 9-16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Согласно ч. 16 ст. 95, ч.ч. 2, 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта в связи с отказом от его исполнения направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, и в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно ч. 16 ст. 95, ч.ч. 2, 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта в связи с отказом от его исполнения направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа от исполнения контракта для включения такой информации в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Сами по себе обстоятельства непреодолимой силы не указаны в Законе N 44-ФЗ или ГК РФ в качестве основания для одностороннего изменения условий контракта либо для отказа поставщика от исполнения контракта - это обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Пунктом 3 ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Таким образом, возникновение обстоятельств непреодолимой силы является основанием для освобождения от ответственности за нарушение условий контракта, но не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Статья 451 ГК РФ допускает изменение или расторжение договора по соглашению сторон или, в случае недостижения такого соглашения, по решению суда в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении такого договора. Как указано в п. 1 этой статьи, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. По решению суда контракт в этом случае может быть расторгнут при наличии совокупности условий, перечисленных в п.п. 1-4 п. 2 ст. 451 ГК РФ. В частности, если принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ (смотрите Вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г. Соответственно, в рассматриваемом случае поставщик не лишен права обратиться в суд с требованием о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ)*(1).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Односторонний отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ по решению суда;
- Юридическое значение распространения коронавируса (2019-nCoV) для исполнения обязательств (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

18 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). Торгово-промышленная палата РФ свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ (п. 2.1 Положения о ТПП) в отношении событий, которые произошли на территории РФ, а также в случаях, перечисленных в п. 2.2 Положения о ТПП. Полномочиями свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы по договорам, не являющимся внешнеторговыми сделками, Торгово-промышленная палата РФ не наделена. Вместе с тем письмом Торгово-промышленной палаты РФ от 26.03.2020 N ПР/0315 поручено с 26 марта 2020 года организовать работу по выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности, и связанных с такой выдачей консультаций, на бесплатной основе.
Свидетельствующий обстоятельства непреодолимой силы документ, выданный Торгово-промышленной палатой РФ, автоматически не означает признание обстоятельств таковыми судом. Этот документ подлежит оценке судом как одно из доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, однако отнесение этого события к обстоятельствам непреодолимой силы, оценка его влияния на возможность исполнения обязательства находится в компетенции суда, который решает данный вопрос исходя их конкретных обстоятельств дела.

Все консультации данной рубрики