Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

09.06.2020
ВОПРОС:
Могут ли информацию по сделкам организации (например, о договорах купли-продажи) получать сторонние лица, не относящиеся к органам государственного контроля и надзора, например, бывший сотрудник организации? Имеет ли право контрагент сообщать о сделках между организациями?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Конфиденциальность условий договора купли-продажи обеспечивается установлением режима коммерческой тайны. Действия работников обладателя информации (включая бывших) и его контрагентов могут рассматриваться как нарушение конфиденциальности информации только при условии надлежащего оформления ее обладателем режима коммерческой тайны в отношении соответствующей информации.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что гражданское законодательство практически не регулирует вопрос, связанный с конфиденциальностью условий договора. В нем содержатся лишь отдельные указания на то, что условия некоторых договоров должны быть конфиденциальными*(1), если иное не предусмотрено законом и/или соглашением сторон. Однако сказанное не относится к договорам купли-продажи.
Каких-либо общих норм, посвященных непосредственно условиям договоров о конфиденциальности, ГК РФ не содержит. В нем нет положений, которые регулировали бы содержание, применение, сроки действия таких условий, а также устанавливали бы специальную ответственность за их нарушение.
Между тем как следует из п. 5 Указа Президента РФ от 06.03.1997 N 188*(2), к сведениям конфиденциального характера относятся, в частности, сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна). При этом очевидно, что сведения об условиях того или иного гражданско-правового договора, а также о ходе и результатах его исполнения могут быть отнесены к сведениям, связанным с коммерческой деятельностью, которые, как это следует из положений Указа, охраняются в режиме коммерческой тайны.
В свою очередь, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ) относит к информации, составляющей такую тайну, сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю (ч. 1 ст. 4 Закона N 98-ФЗ), то есть в рассматриваемом случае сторонам договора.
Учитывая приведенные нормы, а также то, что сведения о содержании гражданско-правового договора, ходе его исполнения и полученных результатах не относятся к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5 Закона N 98-ФЗ), такие сведения также могут быть отнесены к коммерческой тайне и охраняться соответствующим образом.
Иными словами, организация вправе установить режим коммерческой тайны относительно сведений о договоре купли-продажи (его содержании, исполнении и т.п.), тем самым ограничив доступ к такой информации. Только в этом случае предоставление информации стороннему лицу (в частности, бывшему сотруднику организации) подобных сведений будет неправомерным.
Для установления режима коммерческой тайны необходимо определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, ограничить к ней доступ и предпринять комплекс иных мер, перечисленных в ст. 10 Закона N 98-ФЗ*(3). В силу прямого указания закона (ч. 2 ст. 10 Закона N 98-ФЗ) режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в ч. 1 указанной статьи. Причем все поименованные в ней меры должны быть предприняты в полном объеме.
К примеру, грифом "Коммерческая тайна" должны быть маркированы все документы, содержащие конфиденциальную информацию. Если распространение такой информации будет произведено посредством использования документа, на котором такой гриф отсутствует, суд может не признать режим коммерческой тайны в отношении спорной информации установленным*(4).
Помимо установления режима коммерческой тайны, работодатель должен выполнить требования, перечисленные в ст. 11 Закона N 98-ФЗ (ознакомить работника, имеющего доступ к конфиденциальной информации, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с мерами ответственности за его нарушение и т.д.).
Если организацией соблюдены все условия установления режима коммерческой тайны и обеспечения доступа к ней работника, последний при разглашении им сведений, составляющих такую тайну, несет полную материальную ответственность за причиненный этим прямой действительный ущерб (ст. 238, п. 7 части первой ст. 243 Трудового Кодекса РФ).
В том случае, если информация разглашена сотрудником после увольнения, то он не может нести ответственности за данное деяние по нормам трудового законодательства, так как по смыслу ст.ст. 15, 16, 56 ТК РФ все трудовые правоотношения между работником и работодателем прекращаются в момент расторжения трудового договора (решение Видновского городского суда Московской области от 12.12.2019 по делу N 2-4447/2019).
Тем не менее если действие режима коммерческой тайны в отношении информации, ставшей известной работнику при исполнении им трудовых обязанностей, сохраняется и после его увольнения, то работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением такой информации бывшим работником, имевшим место в течение срока действия режима коммерческой тайны (ч. 4 ст. 11 Закона N 98-ФЗ).
Сказанное в общем виде относится и к обеспечению конфиденциальности информации в отношениях с контрагентами. Так, действия контрагента могут рассматриваться как нарушение коммерческой тайны только при условии надлежащего оформления обладателем информации режима коммерческой тайны, в том числе и в договоре с таким контрагентом (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ).
Обратите внимание, что сам факт указания в договоре на то, что сведения, передаваемые в рамках его исполнения другой стороне, являются конфиденциальными, далеко не всегда рассматривается как достаточная мера к установлению режима коммерческой тайны, если договором (приложениями к нему) не определены перечень таких сведений, порядок обращения с ними и методы учета лиц, получивших допуск к конфиденциальной информации*(5).
За нарушение режима коммерческой тайны обладатель информации может применить к контрагенту меры договорной ответственности либо требовать возмещения убытков (ст. 15, ст. 393 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

21 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, это касается содержания корпоративного договора, заключенного между участниками непубличного хозяйственного общества (п. 4 ст. 67.2 ГК РФ), условий о предмете договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (п. 1 ст. 771 ГК РФ) и некоторых других случаев.
*(2) Наименование Указа: Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера.
*(3) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Режим коммерческой тайны в отношении документов ООО.
*(4) Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 N 13АП-9540/18.
*(5) Смотрите, в частности, постановление Семнадцатого ААС от 21.12.2017 N 17АП-17297/17, постановление Девятнадцатого ААС от 01.12.2017 N 19АП-7553/17, постановление Тринадцатого ААС от 03.07.2015 N 13АП-10951/15 (оставлено в силе постановлением АС Северо-Западного округа от 29.10.2015 N Ф07-723/15), решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2019 по делу N А76-37310/2018, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2018 по делу N А63-20909/2017, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2015 по делу N А07-20196/2014 и др.

Все консультации данной рубрики