Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

10.06.2020
ВОПРОС:
Поставщик (ООО) заключил государственный контракт (не относящийся к государственному оборонному заказу) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Казначейское сопровождение данного госконтракта не предусмотрено.
Какая ответственность предусмотрена для поставщика за несоблюдение обязанности по ведению раздельного учета в рамках государственных контрактов?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, в анализируемой ситуации ответственность для поставщика за несоблюдение обязанности по ведению раздельного учета в рамках государственных контрактов (не относящихся к государственному оборонному заказу) законодательно не установлена.

Обоснование позиции:
Частью 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя, в данном случае - поставщик) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае ответственность поставщика за отсутствие раздельного учета в государственном контракте не конкретизирована.
В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафов (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Упомянутый выше порядок в настоящее время установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N 1042). Если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) или приглашение принять участие в определении контрагента направлено после 9 сентября 2017 года, то за каждый факт неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном п.п. 3-8 Правил N 1042.
При этом ответственность за отсутствие ведения поставщиком раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении госконтракта в Законе N 44-ФЗ прямо не предусмотрена.
Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - Правила N 47) утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47. Отметим, что Правила N 47 не применяются организациями, осуществляющими ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в порядке, установленном Минфином России, при использовании полученных ими на основании государственных контрактов (договоров) средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Поскольку в рассматриваемом случае казначейское сопровождение отсутствует, Правила N 47 должны применяться ООО. При казначейском сопровождении целевых средств юридические лица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Правила такого учета прописаны в приказе Минфина России от 10.01.2019 N 4н (дополнительно смотрите совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 21.02.2019 NN 09-01-05/11480, 07-04-05/22-3551).
Однако в Правилах N 47 также не указана ответственность за их невыполнение.
Следует отметить, что Правила N 47 были приняты в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (далее - Закон N 60-ФЗ) и п. 11 постановления Правительства РФ от 26.06.1995 N 594. В дальнейшем указанная норма Закона N 60-ФЗ утратила силу, и требование о раздельном учете было реализовано исключительно в отношении государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Таким образом, в настоящее время правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, установленные Правилами N 47, действуют в отношении государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа.
Также необходимость ведения раздельного учета включается в государственные контракты, подлежащие казначейскому сопровождению (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 14.07.2017 N 1502-р "О казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения"). Согласно вопросу казначейское сопровождение в рассматриваемом случае отсутствует.
Административная ответственность за отсутствие раздельного учета в настоящий момент предусмотрена только в отношении государственного оборонного заказа (ст. 15.37 КоАП РФ).
Приходим к выводу, что в анализируемой ситуации ответственность для поставщика за несоблюдение обязанности по ведению раздельного учета в рамках государственных контрактов (не относящихся к государственному оборонному заказу) при отсутствии казначейского сопровождения законодательно не установлена.
Возможным последствием может быть отказ заказчика санкционировать оплату по контракту.
К сожалению, нам не удалось обнаружить каких-либо разъяснений и материалов судебной практики, относящихся к ответственности поставщиков (исполнителей) в случаях, когда госконтракт не относится к государственному оборонному заказу. Поэтому изложенные выше соображения являются исключительно нашим экспертным мнением.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Организация раздельного учета при исполнении госзаказов и оборонных контрактов;
- Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Штрафы, начисляемые поставщику по контракту по Закону N 44-ФЗ после 9 сентября 2017 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

25 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики