Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
10.06.2020
- Государственное бюджетное учреждение планирует закупку научно-исследовательской работы (конкурентная процедура). При этом планируется осуществить отдельной закупкой разработку методологии проведения научно-исследовательских работ (далее - НИР, единственный поставщик).
1. Расходы на разработку методологии должны отражаться по КВР 241 и подстатье 226 КОСГУ или же по КВР 241 и статье 320 КОСГУ, как и сами расходы по НИР (без методологии НИР будет не провести)?
2. В каком случае расходы на НИР отражаются по КВР 241 и подстатье 226 КОСГУ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Если договор (контракт) на разработку методологии проведения НИР не будет являться договором (контрактом) о выполнении НИР, то есть заключенным не в соответствии с главой 38 ГК РФ, то расходы на осуществление такой закупки необходимо отразить по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". В противном случае в отношении данных расходов следует применить КВР 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы". Использование той или иной подстатьи КОСГУ будет непосредственно зависеть от того, что в конечном итоге получает бюджетное учреждение - выполненную работу (подстатья 226 КОСГУ) или исключительные права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (статья 320 КОСГУ).
2. Как правило, расходы на закупку (выполнение) научно-исследовательских работ относятся на КВР 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Расходы бюджетного учреждения по КВР 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и статье 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" КОСГУ целесообразно отражать только в том случае, если заключение договора (контракта) на закупку (выполнение) НИР в обязательном порядке предполагает передачу учреждению исключительного права на охраняемый результат интеллектуальной деятельности, а не проведение научных исследований.
Обоснование вывода:
В настоящее время значения КБК определяются согласно Порядку N 85н, а перечень кодов КОСГУ и порядок их применения установлены в Порядке N 209н. Определение кодов бюджетной классификации должно осуществляться исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н).
В соответствии с пп. 48.2.4.1 п. 48 Порядка N 85н по коду видов расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" отражаются расходы бюджетов и учреждений на закупку и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих положениям главы 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" ГК РФ (письма Минфина России от 30.07.2019 N 02-05-10/57153, от 04.04.2018 N 02-05-10/21966, от 10.07.2015 N 02-05-10/39839).
В то же время расходы на оплату договоров (контрактов) на закупку товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не являющихся договорами на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, следует отражать по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (пп. 48.2.4.4 п. 48 Порядка N 85н, письма Минфина России от 22.04.2016 N 02-05-10/23641, от 17.03.2016 N 02-05-10/14788).
Таким образом, если договор (контракт) на разработку методологии проведения НИР не будет являться договором (контрактом) о выполнении НИР, то есть заключенным не в соответствии с главой 38 ГК РФ, то расходы на осуществление такой закупки следует отразить по КВР 244.
Применение того или иного кода КОСГУ в рассматриваемой ситуации как для расходов в рамках самого НИР, так и для расходов на разработку методологии проведения НИР, будет непосредственно зависеть от того, планирует или нет учреждение получить в результате заключенного договора (контракта) исключительные права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно прямой норме пп. 10.2.6 п. 10 Порядка N 209н расходы на выполнение научно-исследовательских работ относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Вместе с тем анализ ст. 769 ГК РФ позволяет сделать вывод, что результаты выполненных научно-исследовательских работ могут отвечать требованиям п. 56 Инструкции N 157н, в котором перечислены условия отнесения объектов в состав нематериальных активов. Однако заключение договора (контракта) на закупку (выполнение) научно-исследовательских работ не предполагает в обязательном порядке появления такого результата.
Таким образом, по итогам выполнения НИР у бюджетного учреждения как результат может появиться объект исключительных прав, соответствующий критериям его отнесения к нематериальным активам. В этой ситуации стоимость научно-исследовательских работ может участвовать в формировании первоначальной стоимости появившегося объекта нематериального актива (п. 62 Инструкции N 157н)*(1).
Приведенный выше подход в полной мере приемлем и в отношении расходов на закупку разработки методологии проведения научно-исследовательских работ.
Учитывая изложенное, можно сделать следующий вывод. Прежде чем расходы на закупку (выполнение) НИР и разработку методологии проведения НИР будут отнесены на тот или иной код КОСГУ, бюджетному учреждению необходимо четко понимать, что является результатом заключенного договора (контракта) - оплата проведения обусловленных техническим заданием заказчика научных исследований (п. 1 ст. 769 ГК РФ) или же оплата приобретения в государственную (муниципальную) собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (пп. 11.2 п. 11 Порядка N 209н). От этого условия напрямую будет зависеть применение кода КОСГУ. В первом случае в бухгалтерском учете учреждения расходы на закупку (выполнение) НИР и разработку методологии проведения НИР целесообразно будет отражать с использованием подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, а во втором - по статье 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
20 мая 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также ответ СПК на вопрос: "Бюджетным учреждением, выступающим в роли заказчика, был заключен контракт на выполнение научно-исследовательских работ по созданию Концепции развития событийного туризма в регионе в соответствии с техзаданием...".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним