Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
15.06.2020
- Какими документами в составе заявки на участие в электронном аукционе участник должен подтвердить страну происхождения предлагаемого товара по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Что требовать от участников? На какой стадии аукциона отклонять заявки, а на какой - применять условия допуска?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данном случае участники аукциона должны указать страну происхождения товаров и, при предложении соответствующего товара представить номер записи в реестре промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации, или сертификат о происхождении, выданный уполномоченным органом (организацией) иного государства - члена Евразийского экономического союза.
При наличии 2 надлежащих заявок, в которых предлагаются товары из государств - членов Евразийского экономического союза, прочие заявки отклоняются.
При отсутствии подтверждений происхождения товара в заявке победителя контракт с ним заключается по цене на 15% ниже предложенной им.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 10 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранные товары), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Именно на основании ст. 14 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N 617) установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, прилагаемый к данному постановлению (далее - Товары), происходящих из иностранных государств (п.п. 1, 2 Постановления N 617). При этом в силу п. 5 Постановления N 617 для целей ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, такие товары и промышленные товары, не включенные в указанный перечень, не могут быть предметом одного контракта (одного лота), за исключением товаров, указанных в п. 6 Постановления N 617 (музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в одни производственные группы по перечню согласно приложению к Постановлению N 617).
Согласно п. 2 Постановления N 617 при осуществлении закупок товаров заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке таких товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕврАзЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида товаров одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с п. 9 Постановления N 617 при осуществлении закупок товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных данным постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении предлагаемых товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719). Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
В приведенной норме указание об условии, предусмотренном Постановлением N 719, следует относить к дополнительному условию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории России. Это видно из п. 1 Постановления N 719, из системного прочтения которого следует, что промышленной продукцией признается продукция, соответствующая требованиям, установленным приложением к Постановлению N 719, которым к промышленной продукции некоторых видов установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
Наименования промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), коды Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а в отношении продукции, для которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), - информация о совокупном количестве таких баллов включается в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - Реестр), который формируется и ведется Минпромторгом России (пп. "д" п. 10 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 719).
Таким образом, для практической реализации требований Постановления N 617 необходимо исходить из того, что виды закупаемых товаров, а в необходимых случаях - совокупное количество баллов, позволяющее относить их к товарам, производимым на территории России, должны содержаться в Реестре. В тех случаях, когда требование об указании совокупного количества баллов не установлено, как и в отношении продукции, определенной кодом группы 28.14.11, оно, естественно, не указывается.
В силу п. 7 Постановления N 617 для целей реализации этого постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является:
- либо нахождение наименования продукции в Реестре;
- либо наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена ЕврАзЭС, за исключением Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе (далее - заявка) должна содержать документы (либо их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами об условиях допуска, запретах и ограничениях на закупки иностранных товаров, работ, услуг, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов. При отсутствии в заявке таких документов или их копий эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В первой части заявки указывается только наименование страны происхождения товара, однако оно указывается обязательно (пп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, вопрос об отклонении заявок, в которых предлагаются товары, в отношении которых указана страна происхождения, отличная от России или иного государства - члена ЕврАзЭС, решается при рассмотрении первых частей заявок. Если при этом имеются 2 заявки, в которых предлагаются аналогичные товары, происходящие из государств - членов ЕврАзЭС и произведенные разными производителями, заявки, в которых предлагаются товары, происходящие из иных стран, отклоняются как не соответствующие требованиям документации об электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.
При рассмотрении же вторых частей заявок в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ заявка признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Однако Постановление N 617 не предусматривает отклонения заявок, в которых отсутствует указание реестровой записи наименования товара или сертификат о происхождении, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена ЕврАзЭС, за исключением Российской Федерации.
Следовательно, в этом случае должна действовать норма п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, согласно которой при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 данного Закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов, эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. При этом применение п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ не зависит от того, какое наименование страны происхождения указано в первой части заявки и предложен ли фактически участником закупки товар, произведенный в России или ином государстве - члене ЕврАзЭС.
Соответственно, при таком подходе подлежит применению норма п. 3 Постановления N 617, согласно которому в случае, если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными данным постановлением, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Иными словами, в данном случае действует п. 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым победителем электронного аукциона предложен товар, происходящий из иностранного государства, контракт заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной этим победителем. Подробнее этот вопрос рассмотрен в материале Энциклопедия решений. Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону N 44-ФЗ.
К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждающих сделанные выводы именно в отношении применения Постановления N 617, нам найти не удалось. Однако косвенно эти выводы подтверждаются практикой, складывающейся по вопросам применения аналогичных по сути норм постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации..." (смотрите решение УФАС по Пермскому краю от 12.11.2019, решение УФАС по Астраханской области от 30.10.2019 N 030/06/69-1339/2019).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
21 мая 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним