Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

26.06.2020
ВОПРОС:
ООО находится на ОСНО и занимается лицензионной деятельностью по закупке, переработке, хранению и продаже лома. При продаже лома списывается засор по ГОСТ 2787-75, но в процессе деятельности засор много больше ГОСТа (земля, лед и т.д.). В результате образуется недостача. ООО планирует в бухгалтерском учете отразить реальный остаток.
Как это сделать: списать "нереальный лом" в убыток, на счет 94, или существуют другие варианты?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Недостачи материальных ценностей, выявленные в ходе заготовления, хранения и обработки, следует учитывать на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Расходы на засоренность лома в пределах нормативов, установленных отраслевыми актами или технологическими картами организации, в бухгалтерском учете могут быть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности, а потери сверх установленных нормативов - в составе прочих расходов.

Обоснование позиции:
Деятельность по обращению с ломом цветных и черных металлов регулируется:
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила N 369);
- Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила N 370);
- ГОСТ 2787-75 "Металлы черные вторичные" (введен в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26.12.1975 N 4035, далее - ГОСТ 2787-75).
Бухгалтерский учет материально-производственных запасов (МПЗ) регулируется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания), и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция).
Отметим, что указанными нормативными актами по бухгалтерскому учету не определен порядок учета лома черных и цветных металлов (далее - лом), приобретенного для дальнейшей продажи.
Согласно Инструкции для учета металлолома, полученного в процессе деятельности организации, предназначен счет 10, субсчет "Прочие материалы". В общем случае в соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Перечень возможных фактических затрат, связанных с приобретением МПЗ, содержится в п. 6 ПБУ 5/01.
Таким образом, лом, оприходованный на счете 10 (или счете 41 "Товары"*(1)), должен быть отражен по фактической стоимости приобретения, которая в данном случае определяется исходя из договорной цены (без учета НДС) (п. 6 ПБУ 5/01).
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности (п. 6 Правил N 369 и п. 6 Правил N 370)*(2). Аналогичное правило установлено в п. 3.3 ГОСТ 2787-75.
То есть в результате приема лома покупателем возникает разница между отгруженным продавцом количеством и количеством, принятым на учет покупателем, за счет засоренности и потерь при транспортировке.
Кроме того, разница может быть выявлена при хранении и обработке материальных ценностей.
Если перепродажа лома является для организации основной деятельностью, то расходы, связанные с переработкой приобретенного металлолома, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В отношении вопроса об учете засоренности лома черных и цветных металлов следует обратить внимание на письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-04/1/289 (далее - Письмо). На наш взгляд, из содержания этого письма следует, что расходы на засоренность лома у продавца могут быть учтены как технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
В указанном Письме говорится, что исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки налогоплательщик определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив на предприятии может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.
Вышеназванные документы разрабатываются специалистами предприятия, контролирующими технологический процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными руководством предприятия лицами (например, главным технологом или главным инженером).
Чтобы установить нормативы образования технологических отходов, используются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса. При этом необходимость составления технологической карты, сметы технологического процесса или иного аналогичного документа обуславливается особенностью технологического процесса.
Как пояснил Минфин, в том случае, если налогоплательщик не составляет технологическую карту или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве и (или) транспортировке являются отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.
Таким образом, следуя указанным разъяснениям, по нашему мнению, организация для учета технологических потерь, возникающих при переработке, в виде засоренности лома может использовать нормативы засоренности, определенные ГОСТом 2787-75.
При этом, как было отмечено выше, организация может разработать свои собственные нормативы образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов исходя из технологических особенностей процесса производства (и (или) транспортировки).
В соответствии с Инструкцией для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, предназначен счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Таким образом, отражение в рассматриваемой ситуации сумм недостач материальных ценностей, как было правильно отмечено, следует производить с использованием счета 94.
Так, согласно Инструкции по дебету счета 94 по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям приводится их фактическая себестоимость.
По кредиту счет 94 отражается списание:
- недостач и порчи ценностей в пределах предусмотренных в договоре величин - на счета учета материальных ценностей (когда они выявлены при заготовлении) или в пределах норм естественной убыли - затрат на производство и расходов на продажу (когда они выявлены при хранении или продаже);
- недостач ценностей сверх величин (норм) убыли и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников - на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Аналогичные требования содержатся в пп. "б" п. 29, п.п. 30, 127, 128 Методических указаний.
То есть стоимость МПЗ, которые выбывают в результате недостач и порчи запасов, списывается с кредита счетов их учета (счета 10 "Материалы", счета 41 "Товары", счета 43 "Готовая продукция") в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" до появления у организации оснований, позволяющих покрыть недостачу за счет соответствующих источников.
В данном случае расходы на засоренность лома в пределах нормативов, установленных отраслевыми актами или технологическими картами организации, в бухгалтерском учете могут быть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99).
Потери сверх установленных нормативов следует учесть в соответствии с п. 11, п. 12 ПБУ 10/99 в составе прочих расходов.
С учетом изложенного в бухгалтерском учете организации могут быть отражены следующие записи по счетам:
Дебет 10 (41) Кредит 60
- оприходован металлолом по фактической себестоимости от физических или юридических лиц на основании приемо-сдаточного акта;
Дебет 20 Кредит 10
- отражена стоимость металлолома, переданного в производство (переработку) (для случая учета поступления металлолома предварительно на счете 10);
Дебет 20 (44) Кредит 02 (69, 70...)
- учтены расходы, связанные с переработкой металлолома;
Дебет 43 Кредит 20
- сформирована себестоимость готовой продукции (для случая учета поступления металлолома предварительно на счете 10);
Дебет 94 Кредит 43 (41)*(3)
- до выяснения причин отражены общие потери при производстве (переработке, заготовлении), связанные засоренностью металлолома;
Дебет 20 (44) Кредит 94
- сумма потерь, образовавшихся при производстве (переработке), в размере технологических потерь, установленных технологическими картами или отраслевыми актами, отражена в составе расходов по обычным видам деятельности (затрат на производство и расходов на продажу);
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 94
- сумма прочих потерь, выявленных при производстве (переработке), отнесена в состав прочих расходов в размере фактической засоренности лома, превышающей уровень засоренности, установленный технологическими картами или отраслевыми актами*(4).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, отгружает лом черных и цветных металлов. После аттестации покупатели выставляют приемосдаточный акт (ПСА), в котором указана засоренность, отделимый и неотделимый засор (неотделимый - по ГОСТу, а отделимый (мусор на дне вагона) - по факту). Можно ли списать весь засор, который указан в ПСА? Будет ли данный ПСА являться основанием для списания, или же нужно разрабатывать технологическую карту или другой аналогичный документ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2016 г.)
- Вопрос: Организация занимается производством санитарно-керамических изделий: умывальники, унитазы и др. Технологической службой организации разработаны нормы технологических потерь (далее - потери) в производстве. Основными причинами потерь являются нестабильность качества применяемого сырья и колебания объемов производства. Документальным подтверждением образовавшихся потерь являются производственные отчеты, акты технологических потерь. Иногда может возникнуть ситуация, когда фактические потери превышают нормативные. Может ли организация признать расходами для целей налогообложения прибыли все образовавшиеся технологические потери, в том числе сверхнормативные? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

4 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01) активы, используемые в качестве материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), принимаются к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее - МПЗ).
Для МПЗ, приобретенных для продажи, Инструкцией предназначен счет 41 "Товары".
Таким образом, если лом приобретается с целью дальнейшей продажи, то он может быть оприходован на счет 41 "Товары". Материальные запасы, приобретенные организацией специально для продажи, приходуются по фактической себестоимости (фактическим затратам, связанным с их приобретением) (п. 13 ПБУ 5/01, п. 222 Методических указаний).
*(2) В соответствии с п. 10 Правил N 369 и п. 11 Правил N 370 прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по формам согласно приложению N 1 к Правилам N 369 и приложению N 1 к Правилам N 370*(1). Приемо-сдаточные акты составляются в двух экземплярах, являются документом строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.
*(3) В частном случае при выявлении недостачи лома, который еще не был передан в обработку, т.е. исключительно на стадии заготовления и (или) при хранении, возможно произвести запись: Дебет 94 Кредит 10. Дальнейшее списание суммы, отраженной по дебету счета 94, производится в порядке, изложенном далее.
*(4) Потери можно рассматривать и (или) как потери, связанные с процессом транспортировки металлолома (Вопрос: Организация занимается заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов. Данная деятельность освобождена от НДС по ст. 149 НК РФ. Заготовка лома является для организации основным видом деятельности, и расходы по этому виду деятельности учитываются на счете 44 "Издержки обращения". Организация покупает лом у юридических и физических лиц, затем перерабатывает (подрезка, спрессование) и грузит его на вагоны (счет 45). Как отразить операции в учете, какие счета, как списывать засор (такие операции, как отгрузка, переработка, реализация и списание засора)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2016 г.)).
Тогда применительно к рассматриваемой ситуации могут быть произведены следующие записи. На дату приемки лома покупателем (без учета операций по НДС):
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- признана выручка в размере, соответствующем данным приемо-сдаточного акта;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 43 (41)
- списана стоимость фактически принятого покупателем лома согласно данным приемо-сдаточного акта;
Дебет 94 Кредит 43 (41)
- до выяснения причин отражены общие потери от засоренности лома при транспортировке;
Дебет 20 (44) Кредит 94
- учтена сумма потерь при транспортировке в размере фактической засоренности лома, выявленной покупателем при приемке, но не превышающая процент, соответствующий качеству лома (с учетом разработанных технологических карт или норм, установленных отраслевыми актами);
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 94
- отражена сумма фактических потерь при транспортировке, превышающих технологические потери.

Все консультации данной рубрики