Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
06.07.2020
- Деятельность организации не приостанавливается в период режима повышенной готовности на территории г. Москвы и Московской области и связана с совместным пребыванием работников на ее территории (офисные и складские помещения).
Каков перечень требований для работодателей и работников для таких организаций в плане соблюдения ограничений, установленных режимом повышенной готовности?
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний*(1) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 1 ст. 29 Закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 г. N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения (п.п. 1.1, 1.2 СП 3.1/3.2.3146-13). В п. 1.3 СП 3.1/3.2.3146-13 указано на обязательность соблюдения данных правил в том числе и для юридических лиц. Контроль за выполнением настоящих санитарно-эпидемиологических правил обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4 СП 3.1/3.2.3146-13).
В силу пп. "а.2" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Указанные Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила). Согласно пп.пп. "а", "б" п. 3 Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане и организации обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности (ст.ст. 1, 2, пп.пп. "а", "м", "у", "ф" п. 1 ст. 11 Закона N 68-ФЗ).
Таким образом, органы власти субъектов РФ вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при принятии решения о введении режима повышенной готовности, а также при установлении уровня реагирования в зависимости от сложившейся ситуации.
1. Пунктом 11 указа мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ N 12-УМ) на работодателей возложена обязанность обеспечивать измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой; оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому; при поступлении запроса Штаба незамедлительно представлять информацию о всех контактах заболевшего новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) в связи с исполнением им трудовых функций, обеспечить проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший; не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников из числа граждан, указанных в п.п. 9.2 и 9.3, абзаце первом п. 10.1 Указа N 12-УМ, а также работников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции; перевести граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции в соответствии с п. 10.1 Указа N 12-УМ, с их согласия на дистанционный режим работы или предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск.
Если деятельность организации связана с совместным пребыванием граждан, следует обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 Указа N 12-УМ).
Дополнительные требования для организаций, в отношении которых не принято (отменено) решение о приостановлении их деятельности, приведены в Приложении N 6 к Указу N 12-УМ (далее - Приложение). В их числе поименованы, в частности, обязанности по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук (пп.пп. 2.2.1, 2.2.2 Приложения); по обеспечению измерения температуры тела работникам (п. 2.3 Приложения); с 1 июня по проведению исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 процентов работников, в течение каждых 15 календарных дней (п. 2.5 Приложения).
Заметим, сам Указ N 12-УМ не ограничивает круг работников, в отношении которых проводится исследование. Официальных разъяснений органов власти на этот счет пока нет. По смыслу мер, введенных этим указом, направленных на выявление (и последующую изоляцию) зараженных лиц, появляющихся в общественных местах, 10% должно отсчитываться не от общего числа сотрудников, а только от тех, кто присутствует на рабочем месте, то есть здоровых, т.к. больные граждане данным указом обязаны соблюдать самоизоляцию. К примеру, такая же позиция изложена на сайте Департамента здравоохранения Москвы (https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/news/default/card/4011.htm). Однако повторим, Указ N 12-УМ такого ограничения не содержит. Поэтому не исключено, что на практике данная норма будет пониматься как устанавливающая требования об исследовании 10% общего числа работников.
Пунктом 2.6 Приложения предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению взятия крови у работников для проведения лабораторного исследования методом иммуноферментного анализа (ИФА) на наличие новой инфекции (2019-nCoV) и иммунитета к ней в порядке и сроки, установленные Департаментом здравоохранения города Москвы.
2. Постановлением губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - Постановление N 108-ПГ) работодателям, осуществляющим деятельность на территории Московской области, предписано оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому на срок 14 (четырнадцать) календарных дней, прибывшим на территорию Российской Федерации с 6 марта 2020 года; не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников из числа лиц, указанных в п. 2 и пп. 1 п. 4 настоящего постановления, а также работников, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы); при поступлении запроса незамедлительно предоставлять информацию обо всех контактах заболевшего новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) в связи с исполнением им трудовых функций, обеспечить проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший; перевести граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции в соответствии с пп. 1 п. 4 настоящего постановления, с их согласия на дистанционный режим работы или предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск; рекомендовать перевод работников на дистанционную работу; обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой (п. 26 Постановления N 108 ПГ).
Организации, в отношении которых решениями Президента РФ и (или) Постановлением N 108 ПГ не был установлен запрет на их посещение гражданами, в целях продолжения осуществления деятельности должны обеспечить соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, требований, установленных пп. 2 п. 5 и п. 25 Постановления N 108-ПГ (в том числе в части соблюдения социального дистанцирования и дезинфекции).
Кроме того, таким организациям необходимо принятие решений: о продолжении работы в период режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; о соблюдении санитарных требований к организации работы предприятий, исключающих риски инфицирования COVID-19, в период режима повышенной готовности согласно письму Главного государственного санитарного врача по Московской области от 04.04.2020 N 2978-р, предписанию N 213-06 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 30.04.2020 Главного государственного санитарного врача по Московской области; об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), не подлежащих переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования таких организаций и индивидуальных предпринимателей; об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), подлежащих переводу на дистанционный режим работы; об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), в отношении которых соответствующим решением Президента Российской Федерации установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы; об определении лиц, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением противоэпидемиологических мероприятий (контролёр COVID-2019), в случае, если штатная численность указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет более 100 работников, предусмотрев красную цветовую маркировку головных уборов и (или) одежды (элементов одежды) контролеров COVID-2019 (п. 27 Постановления N 108-ПГ).
Согласно п.п. 6, 7 постановления Главного государственного санитарного врача по Московской области от 15 марта 2020 г. N 9 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Московской области" руководители организаций должны обеспечить ежедневную термометрию сотрудников, недопущение присутствия в организованном коллективе сотрудников с признаками ОРВИ; соблюдение температурного режима, режима проветривания; проведение текущей дезинфекции в помещениях; использование для обеззараживания воздуха на объектах бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа; дезинфекцию рабочих мест, в том числе телефонных аппаратов, "мышки", клавиатуры компьютера, копировально-множительной техники и т.д.
Контроль за организацией и проведением комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, при проведении контрольно-надзорных мероприятий возложен на территориальные управления Роспотребнадзора (постановление Главного государственного санитарного врача по Московской области от 4 апреля 2020 г. N 2978-р "О рекомендациях по организации производства на предприятиях в целях недопущения распространения COVID-19").
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 г. N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV";
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" ( разъяснения о порядке реализации данного постановления приведены в письмах Роспотребнадзора от 23 марта 2020 г. N 02/4745-2020-32 и от 22 марта 2020 г. N 02/4709-2020-27);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019";
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 апреля 2020 г. N 02/6338-2020-15 "О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников";
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 апреля 2020 г. N 02/7376-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19";
- методические рекомендации МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19", утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30 марта 2020 г.).
3. За нарушение распоряжений и указов глав регионов о мерах против коронавируса работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ (смотрите ответ на Вопрос 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.; постановление Алатырского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06 мая 2020 г. по делу N 5-47/2020).
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65). Смотрите, например, постановление Аткарского городского суда Саратовской области от 08 мая 2020 г. по делу N 5-24/2020, постановление Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 апреля 2020 г. по делу N 5-377/2020.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
15 июня 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в список особо опасных инфекций (постановление Правительства РФ от 31 января 2020 г. N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 715).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним