Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

01.07.2011
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение нового типа, получающее субсидию на выполнение муниципального задания, получило доходы от реализации материалов (металлолома) от списания особо ценного имущества. Списание произведено с разрешения собственника. Куда должны поступать указанные средства: в доход бюджета или оставаться в распоряжении учреждения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Доходы от сдачи металлолома, полученного при ликвидации (разборке, утилизации) основных средств, учитываемых в составе особо ценного движимого имущества, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.


Обоснование вывода:

Имущество муниципального бюджетного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, находится в собственности соответствующего муниципального образования (ст.ст. 120, 215, 296 ГК РФ).

Вместе с тем действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).

Так, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

- недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Обратите внимание, что денежные средства, в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").

Таким образом, если иное прямо не установлено действующими нормативными правовыми актами, бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными при реализации лома, учтенного по результатам ликвидации (разборки, утилизации) основных средств, учитываемых в составе особо ценного движимого имущества.

Обоснованность подобного подхода подтверждается и положениями бюджетного законодательства - в соответствии со ст. 41 БК РФ к доходам местных бюджетов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в муниципальной собственности, не относятся доходы от продажи имущества:
- бюджетных учреждений;
- автономных учреждений;
- унитарных предприятий, в том числе казенных.

Таким образом, при реализации имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, нет никаких оснований для зачисления вырученных денежных средств в доход местного бюджета. В связи с этим Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, предусмотрены только коды для зачисления доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных).

Операции по реализации имущества (в том числе и особо ценного) относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

В то же время осуществлять приносящую доходы деятельность бюджетное учреждение вправе лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, ограничения, связанные с распоряжением особо ценным движимым имуществом, не распространяются на денежные средства, полученные при реализации лома, учтенного по результатам ликвидации (разборки, утилизации) такого имущества. Иными словами, если в рассматриваемой ситуации ликвидация основных средств (реализация лома) была произведена в установленном порядке (согласована с собственником), то соответствующие денежные средства поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В заключение обращаем Ваше внимание на то, что обоснованность приведенной выше позиции подтверждается также и разъяснениями специалистов финансового ведомства1.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир


1 Вопрос: В связи с изменением в законодательстве с 2011 года просим пояснить: Куда должны поступать средства от реализации государственного имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения (в бюджет субъекта или остаются в распоряжении учреждения) (смотрите "Горячую линию" консультаций специалистов Минфина России по Закону N 83-ФЗ по ссылке: http://forum.iminfin.ru).

Все консультации данной рубрики