Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

16.07.2020
ВОПРОС:
Входят ли 24 июня и 1 июля 2020 года в расчет отпускных выплат?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
24 июня и 1 июля 2020 г. (и начисленные за это время суммы) не должны исключаться из расчетного периода.
Нерабочие дни 24 июня и 1 июля 2020 года, приходящиеся на период отпуска, относятся к календарным дням отпуска и оплачиваются по среднему заработку.

Обоснование позиции:

Расчет среднего заработка для выплаты отпускных

Прежде всего отметим, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, порядок ее исчисления устанавливается статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).
Согласно части второй ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Перечень таких выплат приведен в п. 2 Положения. В соответствии с частью третьей ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
В п. 5 Положения перечислены периоды времени, которые исключаются из расчета вместе с начисленными за это время суммами. В частности, пп. "е" п. 5 Положения предусмотрено, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.

24 июня 2020 г.

Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. N 345 (далее - Указ N 345) 24 июня 2020 г. объявлен нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы. Нерабочий день, по нашему мнению, невозможно считать периодом освобождения от работы, поскольку освободить работника от работы можно только в тот день, который является для него рабочим. Кроме того, как разъясняет Минтруд в отношении других нерабочих дней (в период с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 г.*(1), это сохранение осуществляется путем выплаты работникам той заработной платы, которую они получили бы, если бы фактически отработали это время. Иными словами, Минтруд предлагает относиться к нерабочему периоду как к фактически отработанному работником. Полагаем, что такой подход целесообразно распространить и на случаи расчета среднего заработка.
Таким образом, по нашему мнению, 24 июня 2020 г. (так же как и периоды с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 года*(2)) и начисленные за это время суммы не должны исключаться из расчетного периода при расчете среднего заработка для целей, предусмотренных ТК РФ.
Подобного подхода в отношении периодов нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 года придерживаются специалисты Минпросвещения России (письмо от 22.05.2020). Аналогичное мнение высказывалось и специалистами Роструда*(3), в том числе именно о нерабочем дне 24 июня 2020 г. (смотрите ответ с информационного портала "Онлайнинспекция. РФ"). Но в Минтруде такой подход не разделяют. Как следует из письма от 18.05.2020 N 14-1/В-585, чиновники приравнивают нерабочие дни к случаям освобождения от работы и, соответственно, делают вывод о том, что при исчислении среднего заработка для случаев, предусмотренных ТК РФ, время и суммы, фактически начисленные за этот период, не учитываются*(4). Как видно по консультациям с портала "Онлайнинспекция.РФ", позиция о том, что при исчислении среднего заработка такие нерабочие дни и суммы, фактически начисленные за эти дни, не учитываются, в настоящее время все чаще встречается и в ответах Роструда (ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5).

1 июля 2020 г.

Указом от 01.06.2020 N 354 Президент РФ объявил 1 июля 2020 г. в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, предусмотренных Законом от 14.03.2020 N 1-ФКЗ. Согласно ч. 5 ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ (далее - Закон N 1-ФКЗ), если днем общероссийского голосования определен рабочий день (а 1 июля выпадает на среду), этот день является нерабочим днем. Оплата работникам за этот день осуществляется в соответствии с положениями, установленными ТК РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни. Учитывая положения ч. 5 ст. 2 Закона N 1-ФКЗ, этот день, на наш взгляд, не относится ко времени, исключаемому из расчетного периода на основании п. 5 Положения. Мнение о том, что 1 июля 2020 г. не должен исключаться из расчетного периода при исчислении среднего заработка, высказывает и Роструд (смотрите ответ с информационного портала "Онлайнинспекция. РФ").
Отличие 1 июля 2020 г. от иных упоминаемых выше нерабочих дней состоит в том, что в Законе не идет речь о сохранении заработной платы в этот день. Говорится о его оплате в соответствии с положениями, установленными ТК РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни. В праздничный день за работниками заработная плата не сохраняется, поэтому оплачивать день голосования по аналогии с предыдущими нерабочими днями представляется некорректным. Но и предложить другой механизм оплаты довольно проблематично. Сложность заключается в том, что трудовое законодательство устанавливает необходимость оплаты непосредственно праздничных дней только в случае привлечения работников к работе в эти дни (ст. 153 ТК РФ), а также работникам, которым установлена не окладная система оплаты труда (часть третья ст. 112 ТК РФ). Такие работники за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, получают дополнительное вознаграждение*(5).
Работникам же, получающим оклад, праздничные дни как таковые не оплачиваются. Наличие таких дней в месяце всего лишь не приводит к снижению заработной платы (часть четвертая ст. 112 ТК РФ). Но реализуется это через уменьшение нормы рабочего времени за соответствующий месяц. То есть работник работает меньше за то же вознаграждение. Иными словами, увеличивается стоимость каждого отработанного им в этом месяце рабочего дня, но вот никакой оплаты праздничного дня не происходит.
В связи с этим наиболее корректным представляется вывод о том, что объявление 1 июля нерабочим днем должно привести к снижению нормы рабочего времени всех работников, как это было бы в том случае, если бы этот день был праздничным. Тогда для работников, получающих оклад, этот день если и не будет напрямую оплачен как праздничный, то по крайней мере не приведет к уменьшению их заработной платы. А вот работники, которым установлены системы оплаты труда, не включающие оклад, действительно получат за этот день компенсацию по ст. 112 ТК РФ как за праздничный день.
Таким образом, в любом случае (привлекается ли работник к работе 1 июля 2020 г. и получает за работу в такой день повышенную оплату по правилам ст. 153 ТК РФ или не привлекается, но получает полный оклад за июль или дополнительное вознаграждение, если ему установлена не окладная система оплаты труда) все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в расчет среднего заработка согласно п. 2 Положения.
Обращаем внимание, что каких-либо разъяснений по данному вопросу в настоящее время нет. Возможно, Минтруд России будет придерживаться иной позиции по вопросам оплаты этого дня и расчета среднего заработка.

Оплата дней отпуска, пришедшихся на 24 июня и 1 июля 2020 г.

В соответствии со ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
Как следует из Указа N 345 и ч. 5 ст. 2 Закона N 1-ФКЗ, 24 июня и 1 июля 2020 года объявлены именно нерабочими днями. То есть они не поименованы в качестве нерабочих праздничных дней. Часть 5 ст. 2 Закона N 1-ФКЗ, устанавливая правило для оплаты нерабочего дня 1 июля 2020 года, не изменяет его статуса. Поэтому полагаем, что у работодателя нет оснований не включать эти дни в календарные дни отпуска. Соответственно, нерабочие дни 24 июня и 1 июля 2020 года, приходящиеся на период отпуска, относятся к календарным дням отпуска, оплачиваются по среднему заработку, а дата окончания отпуска остается неизменной. Аналогичной позиции придерживаются и специалисты Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5 с информационного портала "Онлайнинспекция. РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

26 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите Информацию Министерства труда и социальной защиты РФ "Вопросы-ответы по организации работы и соблюдению прав работников в период нерабочих дней" (по состоянию на 27 апреля 2020 г.).
*(2) Смотрите Указы Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294.
*(3) Смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5, ответ 6, ответ 7, ответ 8 Роструда, размещенные на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ".
*(4) Обращаем внимание на то, что письма государственных органов, министерств и ведомств (в том числе Минтруда России) не являются источниками права непосредственного действия и не требуют от работодателей обязательного применения (смотрите, например, письмо Минфина России от 22.12.2017 N 24-04-08/87329 "О рассмотрении обращения"; постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05.04.2018 по делу N 4А-119/2018; решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10.04.2020 N 066/06/64-1542/2020). Они не могут изменять или дополнять законодательство, носят разъяснительный характер и не являются обязательными к применению. Поэтому, по нашему мнению, работодатель должен самостоятельно определиться с вопросом о том, какого из приведенных подходов ему придерживаться.
*(5) Смотрите подробнее в материале:
- Энциклопедия решений. Оплата нерабочих праздничных дней, в которые сотрудник не привлекался к работе.
 

Все консультации данной рубрики