Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
23.07.2020
- Положение о закупках предусматривает возможность изменения объема исполнения только в пределах 10% от цены договора.
Есть ли необходимость в дополнительном соглашении о расторжении договора, заключенного в рамках Закона N 223-ФЗ, при исполнении такого договора не в полном объеме (не полностью выбран предусмотренный договором объем коммунальных услуг)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расторгать договор не требуется.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) устанавливает лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами перечисленных в нем видов (ч. 2 ст. 1 этого Закона). Порядок определения цены и основания изменения условий и расторжения договора этот федеральный закон не регулирует. Поскольку правовой основой закупки товаров, работ и услуг в рамках применения Закона N 223-ФЗ является в том числе ГК РФ (ч. 1 ст. 2 указанного Закона), для ответа на вопрос о необходимости изменения или расторжения договора применительно к изложенной в вопросе ситуации следует обратиться к нормам этого кодекса.
Гражданское законодательство основывается на признании свободы договора, которая предполагает наличие у участников гражданских правоотношений права устанавливать свои права и обязанности на основе договора и определять условия договора по своему усмотрению с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 1, ст.ст. 421, 422 ГК РФ). По общему правилу исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Причем понятие "цена" в гражданском законодательстве может использоваться и как общая стоимость товаров (работ, услуг) по договору, и как стоимость единицы товара, работы или услуги. Второй вариант определения договорной цены применим, как правило, в ситуациях, когда объем исполненного по договору на момент его заключения определен быть не может, что обусловлено спецификой предмета договора. Более того, в ряде случаев законодательство прямо предусматривает определение суммы платежей по договору в зависимости от объема фактического исполнения. Так, п. 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Применительно к договору теплоснабжения, потребителем по которому является автономное учреждение, соответствующий порядок расчетов предусмотрен п. 34.1 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808), из которого следует, что подлежащая уплате за расчетный период (календарный месяц) сумма определяется в зависимости от объема фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя.
В связи с этим следует заметить, что Закон N 223-ФЗ не исключает возможности установить в договоре не твердую цену, а ее ориентировочное значение (смотрите также п. 1 письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 N Д28и-2012). Очевидно также, что сумма, на которую исполнен договор, может отличаться от его цены в том числе и в случаях, когда в договоре указана твердая цена. В частности, это может иметь место в ситуации, когда стороны своим соглашением расторгают договор до истечения срока его действия (п. 1 ст. 450 ГК РФ) или когда исполнение договора в запланированном объеме оказывается невозможным в связи с наличием обстоятельства, за которое ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК РФ). Услуги могут не быть оказаны (или работы могут не быть выполнены) в первоначально запланированном объеме и по другим причинам, например потому, что заказчик не воспользовался услугами исполнителя в полном объеме, а сумма оплаты услуг, согласно договору, определяется в зависимости от объема их востребования заказчиком.
Иными словами, сумма оплаты услуг, фактически оказанных в соответствии с условиями договора (в том числе исходя из его цены), и цена договора не являются равнозначными понятиями, не исключая и договоры, которые заключены в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Изменение договора требуется в ситуации, когда стороны намереваются изменить согласованное ими условие договора, в том числе о цене или о количестве товаров (объеме работ или услуг), которые должны быть поставлены (выполнены, оказаны) в соответствии с условиями договора. Исполнение договора на большую или меньшую сумму по сравнению с договорной ценой само по себе не является изменением условия о цене договора, поскольку стороны согласовали условие о цене, по которой будет определяться сумма оплаты исполнителю фактически оказанных услуг по договору, а не о сумме оплаты как таковой.
Поэтому несовпадение объема фактически оказанных услуг и суммы их оплаты, внесенной исполнителю в течение срока действия договора, с договорным объемом услуг и их ценой в описанной ситуации не приводит к необходимости вносить изменения в договор или расторгать его. Добавим, что если действие договора прекратилось в связи с истечением срока, на который он был заключен, и завершением расчетов по нему, договор в принципе не может быть расторгнут, так как он уже не является действующим, а следовательно, обязательства по нему не могут быть прекращены (п.п. 1, 2 ст. 307, ст. 420, п. 2 ст. 453 ГК РФ).
Отметим, что в реестр договоров, заключенных заказчиками (далее - реестр), включаются информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора (пп. "з" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Из этого положения не следует, что включаемая в реестр информация о сумме оплаты по договору должна быть равна его цене. Поэтому, как мы полагаем, включение в реестр информации об оплате коммунальных услуг по договору в сумме, не совпадающей с ценой такого договора, не противоречит ни Закону N 223-ФЗ, ни упомянутым Правилам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
29 июня 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним