Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
27.07.2020
- Газопровод учтен организацией в качестве основного средства, амортизация по нему полностью не начислена, эксплуатация газопровода возможна. Организация планирует списать данное основное средство. Возможно ли это сделать?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание объекта основных средств осуществляется при прекращении хотя бы одного из условий, названных в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
При этом организации требуется подтвердить прекращение действия такого условия.
Произвольное списание основного средства неправомерно.
Обоснование вывода:
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).
Согласно п. 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее - Методические указания) выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения этих условий.
В свою очередь, в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01) указывается, что списание объекта основных средств с бухгалтерского учета осуществляется при прекращении действия хотя бы одного условия принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве такого объекта.
В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01, п.п. 75-76 Методических указаний стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях:
- продажи;
- прекращения использования вследствие морального или физического износа;
- ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) другой организации, паевой фонд;
- передачи по договору мены, дарения;
- внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
- выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
- в иных случаях.
По мнению чиновников, изложенному в письме Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-06/76480, при обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий принятия такого актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.
Таким образом, считаем, что произвольное списание объекта основных средств не допускается.
На основании части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Так как все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), то обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, в настоящее время не требуется. Однако и запрета на их применение на сегодняшний день нет.
Поэтому выбытие объекта основных средств в зависимости от причины выбытия может оформляться, в частности, следующими документами:
- договором купли-продажи основного средства;
- актом приемки-передачи объекта основных средств (п. 81 Методических указаний). Акт может быть разработан, в частности, на основе формы ОС-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7;
- инвентаризационной описью основных средств (за основу можно взять форму N ИНВ-1, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88);
- сличительной ведомостью результатов инвентаризации основных средств (можно взять за основу форму N ИНВ-18, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88);
- заключением комиссии о невозможности эксплуатации имущества;
- приказом (распоряжением) руководителя организации о списании объекта (актива);
- актом о списании объекта основных средств (может быть разработан на основе формы ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет списания основных средств при выбытии.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
3 июля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним