Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
27.07.2020
- Генеральным директором организации является иностранный гражданин (Италия), который работает в России в качестве высококвалифицированного специалиста. Учредителями (100%) являются две иностранные компании. В трудовом договоре предусмотрена также работа удаленно. В ноябре 2020 года истекает срок его полномочий и разрешения на работу, и все это нужно возобновить. Границы закрыты, также есть сложности в получении специального разрешения соответствующего министерства для каждого въезда, если возобновят рейсы с Италией. Осенью 2020 года может наступить вторая волна эпидемии коронавируса и возможности въезда/выезда может не быть. Может получиться так, что разрешение на работу организация не сможет работнику оформить к сроку окончания текущего разрешения.
Может ли иностранный гражданин быть генеральным директором российского ООО и при этом не иметь разрешения на работу и визы, находиться за рубежом и руководить организацией (вопросы подписания документов решаются посредством курьерской отправки, например DHL)? Обязательно ли генеральному директору иметь трудовой договор с обществом? Если нет, то как выплачивается вознаграждение генеральному директору?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Иностранный гражданин может выполнять функции генерального директора, находясь за пределами РФ. До тех пор, пока деятельность осуществляется за границей, разрешительные документы (разрешение на работу, виза и т.п.) не требуются. Отношения между ООО и директором оформляются трудовым договором.
Обоснование позиции:
1. Директором общества с ограниченной ответственностью может стать как гражданин России, так и иностранец, либо лицо без гражданства. При этом согласно разъяснениям ФНС даже факт постоянного проживания руководителя организации в иностранном государстве не является основанием для отказа в государственной регистрации общества (смотрите п. 1.5 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017), письмо ФНС от 11 октября 2017 г. N ГД-4-14/20509@), а значит, не может рассматриваться и как препятствие к функционированию организации после ее создания.
Согласно положениям статей 16, 17, а также главы 43 ТК РФ между организацией и ее руководителем на основании решения уполномоченного лица или органа возникают трудовые отношения (смотрите п. 1 Обзора судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной Коллегии по гражданским делам ВС РФ за 2005 год). Пленум Верховного суда РФ в п. 2 постановления от 02.06.2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" указал, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию, которая состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.). Соответственно, оформление взаимоотношений сторон в подобной ситуации посредством гражданско-правового, а не трудового договора будет противоречить требованиям законодательства*(1).
В итоге физическое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, будет обладать двойственным статусом: с одной стороны, оно является органом общества, что проистекает из соответствующего решения общего собрания участников общества, а с другой стороны, работником, состоящим с ООО в трудовых отношениях, что оформляется трудовым договором.
2. Порядок привлечения иностранных работников, в том числе и высококвалифицированных специалистов (ВКС), достаточно подробно регламентирован российским законодательством и, как правило, предполагает оформление ряда разрешительных документов. Вместе с тем в ситуации, когда иностранец выполняет соответствующие работы (услуги) дистанционно, находясь за пределами территории РФ, никаких разрешений ни ему самому, ни российскому работодателю получать не требуется: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - основной нормативный акт для данной сферы правового регулирования распространяется на отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в РФ и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности на территории РФ (ст. 1 Закона N 115-ФЗ). Соответственно, если срок действия разрешения ВКС истечет в период его пребывания в Италии, данное обстоятельство не будет препятствовать продолжению трудовых отношений с данным лицом, до тех пор пока оно снова не приедет в Россию - после этого иностранцу потребуется оформить новое разрешение на работу.
Минтруд России в свое время выпустил ряд писем (смотрите, например, письмо от 15.04.2016 N 17-3/ООГ-578 "О начислении страховых взносов на выплаты гражданину Казахстана по договору о дистанционной работе за пределами РФ"), в которых исходил из того, что ТК РФ не предусматривает возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории РФ. Однако, даже если согласиться с выдвинутыми ведомством аргументами, полагаем, что в рассматриваемой ситуации они могут не приниматься во внимание: трудовой договор был заключен до выезда ВКС за пределы России, оформлен в соответствии с российским законодательством, удаленная работа обусловлена объективными обстоятельствами*(2). При этом каких-либо санкций за заключение подобного договора действующее законодательство не устанавливает.
Вместе с тем в этой ситуации имеются и определенные риски, связанные со следующим обстоятельством: в соответствии с пп. 5 части 1 ст. 327.6 ТК РФ окончание срока действия разрешения на работу является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ). Поскольку необходимость прекращения договора в этом случае прямо проистекает из невозможности для иностранца легально работать на территории РФ в отсутствие разрешительных документов, полагаем, что в рассматриваемой ситуации эта норма применяться не должна, так как работник находится за пределами РФ, трудовые отношения возможны и без получения соответствующих разрешений. Однако со стороны органов МВД возможен формальный подход: срок действия разрешения на работу истек, следовательно, трудовой договор должен быть расторгнут. При расторжении трудового договора необходимо в установленном порядке уведомить МВД. Пропуск срока для уведомления влечет административную ответственность по п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Подчеркнем, на наш взгляд, расторгать трудовой договор (и уведомлять МВД) в этой ситуации не нужно, достаточно внести в него изменения, связанные с истечением срока действия разрешения на работу, и, возможно, отразить тот факт, что работа осуществляется за пределами РФ. Вместе с тем в целях минимизации рисков организация может обратиться в МВД за получением официальных (письменных) разъяснений по данному вопросу или пойти по пути расторжения действующего договора (с уведомлением МВД) и заключением нового договора на период работы сотрудника за границей.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Временно исполняющий обязанности директора ООО.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
11 июля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что одновременно законодательство допускает передачу обществом с ограниченной ответственностью полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему как раз по гражданско-правовому договору. Однако в качестве такого управляющего может выступать только другое хозяйственное общество или индивидуальный предприниматель (пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 42, пп. 2 п. 2.1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Физическое лицо, не обладающее статусом ИП, управляющим быть не может (смотрите постановление АС Центрального округа от 22.12.2016 N Ф10-5145/16).
*(2) Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2020 г. N 635-р временно ограничен въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним