Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

24.05.2012
ВОПРОС:
Кто выступает в качестве заказчика при размещении государственного заказа для удовлетворения нужд федерального казенного учреждения - Российская Федерация или учреждение? Какой документ (контракт или договор) должен оформляться, если сделка заключена на основании п. 14 части 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 либо по итогам торгов?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При размещении государственного заказа для удовлетворения нужд федерального казенного учреждения, государственным заказчиком будет являться именно казенное учреждение, действующее от имени РФ. По итогам размещения заказов федеральные казенные учреждения могут заключать как государственные контракты, так и иные гражданско-правовые договоры, к которым все равно будут применяться требования, предусмотренные для контрактов, но разные нормы гражданского права.

Обоснование вывода:
I. По общему правилу, установленному п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут своими действиями органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Однако согласно п. 3 указанной статьи, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) казенные учреждения отнесены к самостоятельной категории государственных заказчиков наряду с государственными органами (органами государственной власти). При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ в целях обеспечения государственных нужд. Аналогичное правило закреплено в п. 5 ст. 161 БК РФ, согласно которой заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Как видим, нужды самих государственных заказчиков отделены от потребностей Российской Федерации, хотя и установлено, что они должны удовлетворяться в том же порядке.
Таким образом, при размещении государственного заказа для удовлетворения нужд федерального казенного учреждения оно будет действовать от своего имени и в то же время от имени Российской Федерации в силу закона (смотрите также абзац третий п. 1 ст. 84 БК РФ).
II. Как уже указывалось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным контрактом понимается договор. Причем поскольку нормы Закона N 94-ФЗ основываются на нормах Бюджетного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ), а контракты, в том числе государственные, заключаются в соответствии с ГК РФ (ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ), следует заключить, что речь идет о гражданско-правовых договорах. Учитывая, что в юридической практике слова "договор" и "контракт" употребляются в качестве синонимов, можно сказать о том, что как "контракт" Закон N 94-ФЗ определяет любой гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком для удовлетворения его нужд.
В то же время согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров, - в любой форме. При этом сам п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ говорит о заключении по итогам размещения заказов в соответствии с ним контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров. Аналогичную формулировку содержит п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. При этом оба этих пункта не содержат пояснений, в каких случаях заключаются контракты, а в каких - договоры. А п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ предусматривает заключение в соответствии с ним просто договоров.
Вместе с тем считаем необходимо отметить следующее.
Во-первых, в любом случае следует исходить из того, что любой контракт сам по себе является гражданско-правовым договором и к нему, как следует из ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса, если Законом N 94-ФЗ не предусмотрено иное. Гражданский же кодекс РФ выделяет "государственные или муниципальные контракты" как подвиды двух видов договоров - поставки и подряда.
При этом из ст. 431 ГК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. А из п.п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что арбитражные суды прежде всего оценивают рассматриваемые ими отношения с точки зрения законодательных норм и, только если обнаруживают, что эти отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права). То есть договор квалифицируется (относится к тому или иному виду договоров) в соответствии с законом исходя из существа регулируемых им отношений.
Как мы ранее отметили, под государственными нуждами понимаются как потребности в товарах, работах, услугах Российской Федерации, ее субъектов, так и потребности самих государственных заказчиков.
Отсюда следует, что любой заключенный государственным заказчиком договор, в том числе заключенный на основании п. 14 или п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, по которому выполняются подрядные строительные, проектные или изыскательские работы, всегда будет квалифицироваться как государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд - вид гражданско-правового договора подряда, урегулированный параграфом 5 "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд" главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 763 ГК РФ). А любой заключенный государственным заказчиком договор на поставку, кроме заключенного по исполнению ранее заключенного контракта на поставку, будет квалифицироваться как государственный контракт на поставку - вид договора купли-продажи, урегулированный параграфом 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 525 ГК РФ). Соответственно, если контракты или договоры, вне зависимости от названия, не будут относиться к этим видам договоров, к ним будут применяться иные нормы Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, как "иные гражданско-правовые договоры", заключаемые государственным заказчиком, могут быть квалифицированы только договоры, не относящиеся к вышеуказанным видам договоров, например на оказание услуг или розничной купли-продажи. Кстати, договоры энергоснабжения, которые могут быть заключены в соответствии с п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, действительно тоже регулируются специальными нормами параграфа 6 "Энергоснабжение" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса РФ.
Во-вторых, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ определяет государственный или муниципальный контракт как договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, не выделяя каким-либо образом "иные гражданско-правовые договоры". При этом установленный Законом N 94-ФЗ порядок размещения заказов един для всех случаев и распространяется на всех без исключения заказчиков, размещение заказа у единственного поставщика является только одним из способов размещения заказа (ч. 1 ст. 4, ст. 5 Закона N 94-ФЗ).
Следовательно, общие положения Закона N 94-ФЗ, в том числе общие требования к контрактам, установленные ст. 9 Закона N 94-ФЗ, в полной мере распространяются и на любой договор (контракт), заключенный на основании п. 2.1, п. 14 или п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.
Относительно же смысла выделения "иного гражданско-правового договора" в п. 14 и п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ и сопряженных с ним нормах Закона мы не можем дать однозначного ответа, так как из нормативных актов объяснения такого выделения не прослеживается, а намерений законодателя, не отраженных в текстах нормативных актов, мы знать не можем. Однако мы можем указать, что в момент вступления в силу Закона N 94-ФЗ действовала ст. 71 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), на котором в том числе основывается Закон N 94-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Смысл ст. 71 БК РФ подробно раскрыт при внесении в нее изменений Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ: "Бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке". Таким образом, можно предположить, что выделение "иного гражданско-правового договора" в нормах Закона N 94-ФЗ было сделано с целью соответствия этого Закона ст. 71 БК РФ и касалось только бюджетных учреждений. В настоящее время, когда ст. 71 БК РФ утратила силу, а согласно ст. 5, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ бюджетные учреждения во всех случаях заключают гражданско-правовые договоры, такое разделение утратило смысл. Причины, по которым нормы Закона N 94-ФЗ не были приведены в соответствие с новой редакцией БК РФ, нам неизвестны.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Все консультации данной рубрики