Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

03.08.2020
ВОПРОС:
Ранее существовало предписание тестировать по 10% сотрудников организации на коронавирус (COVID-19) каждые 15 дней.
Изменилось ли что-то на сегодняшний день по данному вопросу? Если в штате организации 3-10 человек и тесты надо делать один раз в 15 дней, то нужно ли повторно этим же сотрудникам сдавать анализы (если первые отрицательные)? Что грозит организации в случае, если все сотрудники отказываются сдавать тесты?
ОТВЕТ:

Пунктом 2.5 приложения 6 к указу мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ) с 12 мая 2020 г. на работодателей возложена обязанность обеспечить с 1 июня 2020 г. в течение каждых 15 календарных дней проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 процентов работников. За нарушение распоряжений и указов глав регионов о мерах против коронавируса работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ (смотрите ответ на Вопрос 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г., далее - Обзор).
Таким образом, для работодателей требования Указа N 12-УМ продолжают оставаться обязательными. Количество работающих в организации лиц значения не имеет. Полагаем, что и повторное тестирование одного и того же работника не исключено. При этом в случае выявления положительных результатов тестирования на коронавирус у отдельных работников работодатель не может быть привлечен к административной ответственности при условии, что им соблюдались правила поведения при введении режима повышенной готовности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417, а также правила поведения при введении на территории Москвы режима повышенной готовности.
Однако работник, по нашему мнению, может отказаться от такого тестирования. Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства*(1) является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство. Без такого согласия обслуживание пациента не допускается. Исключения из этого правила исчерпывающим образом перечислены в ч. 9 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, где в числе прочих поименованы лица, страдающие заболеваниями*(2), представляющими опасность для окружающих (п. 2 ч. 9 ст. 20 Закона N 323-ФЗ). При этом ч. 2 ст. 27 Закона N 323-ФЗ прямо возлагает на граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязанность по прохождению медицинского обследования и лечения и профилактике этих заболеваний.
Исходя из буквального содержания приведенных норм, речь идет о гражданах, в отношении которых официально установлен диагноз о наличии у них опасных для окружающих заболеваний. Только в отношении таких граждан возникает право (не обязанность) принудительного осуществления медицинского вмешательства. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в таком случае принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ (решение Североморского районного суда Мурманской области от 04 июня 2019 г. по делу N 2-842/2019).
На этом основании полагаем, что тестирование на предмет наличия коронавирусной инфекции при отсутствии показаний к этому возможно только на добровольной основе. Понуждение к совершению подобных действий при отсутствии симптомов заболевания, на наш взгляд, недопустимо.
Как следует из положений п. 2 ст. 50, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
В п. 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить обязательное проведение лабораторного обследования на COVID-2019 следующих категорий лиц:
- вернувшихся на территорию Российской Федерацию с признаками респираторных заболеваний;
- контактировавших с больным COVID-2019;
- с диагнозом "внебольничная пневмония";
- старше 65 лет, обратившихся за медицинской помощью с симптомами респираторного заболевания;
- медицинских работников, имеющих риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, - один раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих COVID-2019, - немедленно;
- находящихся в учреждениях постоянного пребывания независимо от организационно-правовой формы (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, кадетские корпуса, дома-интернаты, учреждения ФСИН России) и персонал таких организаций - при появлении симптомов респираторного заболевания.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются лица, допустившие нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также не выполняющие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. К таким лицам могут быть отнесены граждане с подтвержденным диагнозом инфекционного заболевания, контактировавшие с больными, либо прибывшие в Россию из стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией и нарушившие требования Главного государственного санитарного врача РФ, главных санитарных врачей в субъектах РФ и их заместителей либо должностных лиц Роспотребнадзора (смотрите ответ на Вопрос 22 Обзора, пояснения МВД России). То есть лишь в этих случаях отказ от прохождения лабораторного исследования на коронавирус может считаться противоправным, и к работнику, не исполнившему обязанность по прохождению тестирования, могут быть применены административные санкции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

7 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
*(2) Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715.

Все консультации данной рубрики