Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

06.08.2020
ВОПРОС:
ООО занимается организацией походов и экспедиций для физических лиц. Услуги оказываются всем желающим.
Есть ли необходимость включения в реестр туроператоров, если при организации мероприятий используется личный транспорт директора/учредителя (то есть услуги по передвижению), предоставляются палатки (то есть услуги проживания), питание (взятое с собой сотрудниками ООО, которые сопровождают отдыхающих в поездке, или оплата приема пищи в кафе), при этом у ООО нет договоров с гостиницами, оно не арендует транспортные средства?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае деятельность ООО по предоставлению комплекса услуг в связи с организацией походов и экспедиций может быть признана туроператорской деятельностью, что влечет за собой необходимость внесения соответствующих сведений в единый федеральный реестр туроператоров. Однако окончательный вывод может быть сделан только с учетом особенностей оказания услуг в конкретном случае.

Обоснование позиции:
К сожалению, однозначно ответить на данный вопрос не представляется возможным. Поясним почему.
Согласно части восьмой ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров (далее - реестр туроператоров), а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в реестре туроператоров.
В соответствии с абзацем четырнадцатым ст. 1 Закона N 132-ФЗ под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
При этом, как определено абзацем тринадцатым той же статьи, туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Абзацем семнадцатым ст. 1 Закона N 132-ФЗ предусмотрено, что формирование туристского продукта представляет собой деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).
Формально из этого определения можно сделать вывод о том, что, если организация оказывает гражданам комплекс услуг по перевозке и размещению за общую цену собственными силами и средствами, без привлечения иных лиц (перевозчиков, владельцев объектов размещения), такая деятельность не является туроператорской, и, следовательно, сведения об организации не подлежат включению в реестр туроператоров.
Вместе с тем такой вывод можно поставить под сомнение. Согласно части первой ст. 9 Закона N 132-ФЗ туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Частью второй той же статьи установлено, что туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.
Полагаем, что под третьими лицами в контексте части второй ст. 9 Закона N 132-ФЗ следует понимать лиц, оказывающих отдельные услуги, которые входят в туристский продукт (смотрите часть пятую той же статьи, а также определение понятия "реализация туристского продукта", которое приведено в абзаце девятнадцатом ст. 1 Закона N 132-ФЗ). То есть исходя из приведенной нормы туроператор может оказывать услуги, входящие в туристский продукт, не только с привлечением третьих лиц, но и самостоятельно.
Кроме того, из формулировки абзаца семнадцатого ст. 1 Закона N 132-ФЗ однозначно не следует, что законодатель связал понятие "формирование туристского продукта" с оказанием третьими лицами именно гостиничных услуг и услуг по перевозке. Очевидно, что в рамках туристических поездок средствами размещения могут быть не только гостиницы*(1), и организация таких поездок не всегда сопровождается привлечением экскурсоводов (гидов). Поэтому перечисление в этом абзаце лиц, оказывающих отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие), следует рассматривать скорее как примерный перечень лиц, которые могут привлекаться туроператором при формировании туристского продукта, а не как указание на то, что такие лица непременно должны быть привлечены для того, чтобы туристский продукт считался сформированным.
В судебной практике можно обнаружить ситуации, когда суды рассматривали деятельность, связанную с организацией поездок, как туроператорскую, несмотря на то, что транспортные средства или средства размещения принадлежали исполнителю услуг, заключившему договор с заказчиком, а не третьим лицам (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.10.2018 по делу N 33-18504/2018, апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 10.05.2017 по делу N 33-1383/2017).
На наш взгляд, для квалификации деятельности как туроператорской ключевое значение имеет понятие туристского продукта как комплекса услуг по перевозке и размещению, которые оказываются туристу за общую цену. Туроператором не является лицо, которое оказывает туристу отдельные услуги: только по перевозке, или только по размещению, либо иные услуги, которые не образуют туристский продукт (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 03.08.2017 N Ф02-2963/17, апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2019 по делу N 33-27129/2019, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.03.2019 по делу N 33-4844/2019, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.03.2016 по делу N 33-4056/2016).
Поэтому, если в рассматриваемом случае услуги имеют комплексный характер, оказываются за общую цену, деятельность по организации таких поездок, с нашей точки зрения, может быть признана туроператорской деятельностью, что влечет за собой необходимость внесения сведений об ООО в реестр туроператоров и невозможность осуществления такой деятельности без соблюдения требований ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ.
Подчеркнем, что изложенная точка зрения является лишь нашим экспертным мнением, которое основано на информации, содержащейся в вопросе. Исходя из конкретных обстоятельств, в частности, из особенностей взаимоотношений между ООО и физическими лицами, возможны и иные суждения по этому вопросу. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Ростуризм (пп. 5.3 п. 5, пп. 6.2 п. 6 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 901).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

13 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности, п. 5.11 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50690-2017 "Туристские услуги. Общие требования" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1561-ст).

Все консультации данной рубрики