Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
11.08.2020
- Муниципальным предприятием во 2 квартале 2020 года была получена субсидия от Министерства ЖКХ в целях финансового обеспечения затрат по закупке и доставке топлива для населения. На всю сумму полученной субсидии в 3 квартале 2020 года планируется приобрести топливо для население по контрактной стоимости, включающей сумму НДС. В соглашении о предоставлении субсидии информация об НДС отсутствует.
Облагается ли данная субсидия НДС (если да, то в каком налоговом периоде)? Имеет ли предприятие право на возмещение НДС по приобретенным товарам (топливу) в установленном порядке?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полученная предприятием субсидия НДС не облагается. Предприятие сможет принять к вычету суммы НДС по приобретенным товарам, оплаченным за счет полученной субсидии, в установленном порядке, если указанные суммы НДС не покрываются субсидией, что должно подтверждаться документами о предоставлении субсидии. Если предприятие фактически будет оплачивать приобретенные товары за счет субсидии полностью, включая НДС, то оно не вправе будет предъявлять указанные суммы налога к вычету.
Обоснование позиции:
Объектом налогообложения НДС (далее также - налог) признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также по передаче имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В общем случае налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).
При этом п. 3 ст. 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить (п. 2 ст. 153 НК РФ). На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст.ст. 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Поскольку полученная в данном случае предприятием субсидия не связана с (не является) оплатой реализуемых им товаров (работ, услуг), имущественных прав, а предназначена для финансового обеспечения затрат по закупке и доставке топлива для населения, она не учитывается при формировании налоговой базы по НДС (письма Минфина России от 28.02.2020 N 03-03-06/1/14801, от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).
Нормы ст.ст. 171, 172 НК ФР предусматривают возможность применения налогоплательщиком вычета сумм налога, предъявленных ему при приобретении товаров на территории РФ. При этом нужно учитывать, что п. 2.1 ст. 170 НК РФ препятствует применению вычета НДС, предъявленного поставщиками реализуемых на территории РФ товаров, оплачиваемых (с учетом НДС) за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ (за исключениями, предусмотренными ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). Это правило не применяется, если документами о предоставлении субсидий предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС (смотрите также письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).
Таким образом, вопрос о предоставлении предприятию вычета по НДС необходимо решать с учетом того, компенсирует или не компенсирует сумма предоставляемой субсидии суммы налога, которые будут предъявлены предприятию при приобретении им товаров, и какими документами это подтверждается (письма ФНС России от 15.10.2019 N СД-4-3/21197@, от 14.10.2019 N СД-4-3/21048@).
Перечень конкретных документов, подтверждающих включение (невключение) сумм НДС в состав финансируемых за счет субсидий затрат, НК РФ не установлен. В письме Минфина России от 07.03.2019 N 03-07-11/14901 разъясняется, что это могут быть, в частности, договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, а также нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление и содержащие соответствующую информацию.
Как следует из условий рассматриваемой ситуации, в соглашении о предоставлении предприятию субсидий информация об НДС отсутствует. Не обнаружено нами указанных сведений и в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление таких субсидий (смотрите, в частности, Порядок предоставления субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по закупке и доставке топлива для населения, проживающего на территории Курильских островов, утвержденный постановлением Правительства Сахалинской области от 18.01.2018 N 13).
Соответственно, мы не можем прийти к однозначному выводу о возможности применения предприятием вычета НДС по товарам, которые будут оплачены за счет полученной субсидии. Рекомендуем предприятию обратиться за разъяснениями относительно вопроса о покрытии субсидией затрат на оплату "входящего" НДС в Министерство ЖКХ, от которого получена субсидия. На наш взгляд, в случае, если предприятие фактически будет оплачивать приобретенные товары за счет субсидии полностью, включая НДС, то оно не вправе будет предъявлять указанные суммы налога к вычету.
Пунктом 2.1 ст. 170 НК РФ также установлено, что суммы налога, не подлежащие вычету в соответствии с этим пунктом, учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
В заключение отметим, что в анализируемой ситуации вопрос о необходимости восстановления предприятием НДС в связи с получением субсидии не стоит, поскольку она предназначена для финансирования предстоящих, а не уже состоявшихся приобретений (смотрите пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, а также письмо Минфина России от 28.02.2020 N 03-03-06/1/14801).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
22 июля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним