Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

11.08.2020
ВОПРОС:
Предприятие занимается частной охранной деятельностью. В его штате состоят охранники, работа которых связана с легкосмываемыми загрязнениями. На предприятии утвержден локальный нормативный акт (приказ), согласно которому каждый охранник должен обеспечиваться мылом по нормам согласно п. 7 Приложения 1 приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н. Также согласно п. 20 Приложения 2 к указанному приказу на предприятии утвержден порядок обеспечения моющими средствами не прямой выдачей сотруднику, а путем обеспечения постоянного наличия мыла в местах общего пользования. Например, в расчете на 100 человек охранников положено 200 кусков мыла по 100 грамм, всего на предприятии за месяц израсходовано 100 кусков, а 100 кусков осталось.
Каким образом предприятие должно списывать мыло: по норме или по факту, если в результате обеспечения постоянного наличия мыла в местах общего пользования его расходуется значительно меньше нормы, приходящейся в расчете на одного человека в месяц? Можно ли в приказе вообще не указывать норму мыла, приходящуюся на одного человека, а только указать обязанность предприятия обеспечивать постоянное наличие мыла в местах общего пользования? Не будет ли это нарушением приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодателю целесообразно организовать учет выдачи работникам мыла, в том числе и в ситуации, когда он обеспечивает постоянное наличие смывающих средств в санитарно-бытовых помещениях без выдачи "на руки", путем фиксации выданного ("оставленного") в помещениях мыла любым способом, позволяющим отразить факт, вид и количество поступивших в распоряжение работников смывающих средств (в том числе, например, путем ведения специальной ведомости). Фиксировать фактическое использование работниками мыла работодатель не обязан. Факт недоиспользования поступившего в распоряжение работников мыла не освобождает работодателя от обязанности обеспечивать получение ими в дальнейшем смывающих средств согласно установленным нормам.

Обоснование позиции:
Согласно п. 9 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (далее - Стандарт), нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя, доводятся до сведения работника в письменной или электронной форме способом, позволяющим подтвердить ознакомление работника с указанными нормами. Вне зависимости от того, какой способ фиксации норм выдачи мыла выбран работодателем (в договоре или приказе, как в рассматриваемой ситуации), в выбранном для фиксации документе должны быть отражены конкретные цифры норм выдачи смывающих средств, позволяющие точно определить, какое количество мыла должно выдаваться конкретному работнику*(1).
В соответствии с п. 24 Стандарта работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (СОС) в установленные сроки. Для этой цели работодатель ведет личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, в которых под роспись фиксируется выдача работникам СОС, за исключением мыла или жидких моющих средств, выдаваемых на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями.
Вопрос о порядке учета выдачи СОС, если работники обеспечиваются указанными средствами не путем непосредственной выдачи, а посредством обеспечения их наличия в санитарно-бытовых помещениях в случаях, поименованных в пунктах 20 и 23 Стандарта (как в рассматриваемой ситуации), является в настоящее время спорным.
Так, в решении Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 14.11.2016 N 2-14599/2016 указано: поскольку выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств с фиксацией под роспись в личной карточке по смыслу п. 24 Стандарта производится только при непосредственной выдаче смывающих средств каждому работнику в отдельности, отсутствие таких карточек при обеспечении наличия смывающих средств в санитарно-бытовых помещениях не свидетельствует о нарушении требований Стандарта. Тезис об отсутствии у работодателя обязанности оформлять личные карточки работникам, для которых работодатель обеспечивает постоянно наличие смывающих средств в санитарно-бытовых помещениях, содержится также в письме Министерства труда и социального развития Мурманской области от 14.05.2014 N 09-03/М-440-СМ. При этом, однако, отмечается, что работодатель все же обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей смывающих и (или) обезвреживающих средств. Встречаются такого рода консультации и у Роструда. Порядок организации учета в такой ситуации законодательно не урегулирован; представляется, что работодатель вправе сделать это любым способом, позволяющим отразить факт, вид и количество поступивших в распоряжение работников смывающих средств (в том числе, например, путем ведения специальной ведомости).
Как отмечают специалисты Роструда, если работодатель не выдает СОС непосредственно работнику, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом, в документе, посредством которого работодатель учитывает выдачу СОС, достаточно ежемесячно указывать тот объем смывающих средств, который положен работнику в соответствии с Типовыми нормами. Иными словами, как-либо контролировать конкретный объем смывающих средств, который работник фактически использовал за месяц, не требуется.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выдачи работникам смывающих средств, не предусматривают возможности освобождения работодателя от обязанности обеспечивать получение сотрудниками в дальнейшем смывающих средств согласно установленным нормам. Поэтому даже в случае недоиспользования работниками мыла в одном периоде времени организация по-прежнему должна продолжать выдавать его сотрудникам в соответствии с Типовыми нормами, без "зачета" оставшихся неиспользованными в прошлом периоде смывающих средств.
Обращаем внимание, что высказанная нами точка зрения является экспертным мнением и может расходиться с позицией контролирующих органов по данному вопросу. Для получения официальных разъяснений по вопросу применения Стандарта организация вправе обратиться в Роструд (https://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/kremlin/) и Минтруд РФ (https://mintrud.gov.ru/reception/form).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

23 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Энциклопедия решений. Фиксация норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств, письмо Минтруда РФ от 23.06.2016 N 15-2/В-2039, Вопрос: Какие требования есть для работодателя по обеспечению работников офиса смывающими средствами? Правильно ли я понимаю, что в офисе отсутствует необходимость в назначении ответственного за смывающие средства (так как загрязнений нет) и не нужно писать нормы? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2019 г.).

Все консультации данной рубрики