Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

12.08.2020
ВОПРОС:
16 марта 2020 года государственным бюджетным учреждением (далее - учреждение) был оплачен счет транспортного агентства (далее - агентство) за авиабилеты по внутреннему воздушному сообщению. Авиабилеты были оплачены за счет средств целевой субсидии (КФО 5), приобретены для физических лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера. Дата вылета - 31.03.2020.
В связи с введением на территории России ограничительных мер в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции было отменено мероприятие, куда должны были лететь представители учреждения, а также расторгнуты договоры на гостиницу и трансфер. По этой причине государственная закупка авиабилетов учреждением перестала отвечать принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
17 марта 2020 года учреждение направило агентству письмо с просьбой подписать соглашение о расторжении договора воздушной перевозки и вернуть уплаченную по данному договору денежную сумму в полном объеме по основаниям ч. 3 ст. 401 ГК РФ и ст. 451 ГК РФ (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора). 18.03.2020 учреждение направило претензию перевозчику с требованием вернуть денежные средства за авиабилеты в полном объеме в порядке вынужденного отказа. Письмом от 23.03.2020 агентство ответило учреждению о том, что его отказ от перевозки является добровольным отказом, в связи с чем возврат денежной суммы возможен только с удержанием штрафа и сумм за оформление авиабилетов (что составляет порядка 30% от общей стоимости билетов). Письмом от 04.05.2020 перевозчик ответил учреждению о том, что он готов был выполнить свои обязательства по перевозке, следовательно, оснований для вынужденного отказа не имеется. Возврат возможен по правилам тарифа, за вычетом сборов за операцию по возврату на ваучер, который можно получить по месту приобретения билетов. Письмом от 29.05.2020 учреждение направило перевозчику вторую претензию, в которой указывало, что ваучер является именным, то есть на имя пассажиров, которые в учреждении не работают, поэтому принять их к бухгалтерскому учету учреждение не может. Кроме этого, срок действия ваучера - один год с даты его выдачи, в соответствии с бюджетным законодательством учреждение обязано до конца года вернуть в региональный бюджет неиспользованные денежные средства, но не ваучер. По этой причине учреждение повторно потребовало от перевозчика вернуть денежные средства за авиаперевозку. На данную претензию перевозчик не ответил.
Может ли государственное бюджетное учреждение принять к бухгалтерскому учету именные ваучеры на лиц, не являющихся работниками данного учреждения? Если может, то на каких основаниях и каков порядок их учета?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившихся обстоятельствах получение именных ваучеров от перевозчика на физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением, и их принятие к бухгалтерскому учету нецелесообразно. Задолженность, подлежащая урегулированию, в случае, если оказание услуги не предполагается, инициировано расторжение контракта (договора), должна быть перенесена на счет 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат".

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации договор воздушной перевозки был заключен и оплачен за счет средств целевой субсидии, предоставленной бюджетному учреждению согласно абзацу 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. Расходование бюджетными учреждениями средств субсидии на иные цели не в соответствии с целями ее предоставления является основанием для применения ч. 2 ст. 15.15.5, ст. 15.14 КоАП РФ (смотрите также п. 1.2.50 Классификатора, одобренного Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014). Поэтому если, как в конкретном случае, цель соглашения не достигнута запланированное мероприятие не было и не будет посещено и условиями соглашения не допускается каких-либо изменений в расходовании средств иным образом, то эти факты являются одним из оснований законным путем добиваться возврата денежных средств за авиабилеты, а не их замены на ваучеры.
Воздушным кодексом РФ (далее - ВК РФ) установлено, что в случае отказа потребителя от воздушной перевозки по "невозвратному билету" стоимость авиабилетов не возвращается. Однако одним из исключений из указанного правила являются иные обстоятельства, признанные перевозчиком вынужденным отказом (ч. 2 ст. 108 ВК РФ, п. 227 Общих правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, далее - Общие правила N 82). В п. 4.2 информации Роспотребнадзора от 13.04.2020 обращено внимание, что при решении вопроса о возврате платы за неоказанные услуги по причине принятия мер ограничительного характера целесообразно в каждом случае:
- рассматривать встречное предложение исполнителя услуг;
- по возможности стараться урегулировать спор в досудебном порядке.
В случае же рассмотрения требований, связанных с существенным изменением обстоятельств, следует иметь в виду, что в соответствии с положениями п. 3 ст. 451 ГК РФ при расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора. С момента, когда потребитель узнал о распространении нового коронавируса COVID-19, об опасности его проникновения на территорию России, он вправе принять решение отказаться от перелета.
Вместе с тем в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991, в условиях пандемии коронавируса одним из вариантов замены возврата денежных средств за несостоявшиеся рейсы является оформление ваучеров. Ваучер выдается пассажиру вместо неиспользованного проездного документа и дает право его держателю оформить другой авиабилет на ту же сумму. Помимо стоимости билета, ваучер может содержать и иные финансовые параметры, такие как скидки и бонусы.
С учетом изложенного можно предположить, что пассажиры, купившие "невозвратные билеты", вправе либо вернуть полную сумму провозной платы в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки либо оформить ваучер. Однако так как в вопросе речь идет о закупке авиабилетов за счет средств целевой субсидии и отсутствии возможности изменить условия соглашения о ее предоставлении, то в данной ситуации оформление ваучеров нецелесообразно.
Кроме того, отметим следующее.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения должен быть отражен каждый факт хозяйственной жизни, произошедший в данной ситуации и подтвержденный документально (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Однако у бухгалтера не должно возникать вопроса о правомерности принятия ваучеров к учету. Другими словами, если уполномоченными должностными лицами учреждения будет принято решение о замене денежных средств на ваучеры, то их оформление и принятие к учету будет являться обязательным. Поэтому считаем, что в рассматриваемой ситуации данный вопрос должен решаться с учетом норм ВК РФ, Общих правил N 82, а также исходя из условий заключенного договора (контракта) воздушной перевозки.
Вместе с этим билеты были приобретены на лиц, состоящих не в трудовых отношениях с учреждением, а оказывающих определенную услугу по договорам ГПХ. Предметом такого договора является выполнение определенного задания (заказа, поручения), то есть конкретных объемов работ, которые, в свою очередь, в силу обстоятельств выполнены не будут. Как ясно из сути вопроса, перевозчик предлагает именные ваучеры. Поскольку документы будут оформляться на физических лиц, с которыми в настоящее время нет и не будет никаких гражданско-правовых отношений, у учреждения возникает четкая определенность в том, что ваучеры не будут в дальнейшем использованы по назначению. Поэтому такие документы не могут соответствовать понятию "актив" (смотрите п. 36 стандарта "Концептуальные основы"), что также является аргументом в пользу возврата именно денежных средств от контрагента.
Таким образом, по нашему мнению, в данном случае получение ваучеров от перевозчика и их принятие к бухгалтерскому учету нецелесообразно, и бюджетное учреждение вполне обоснованно может решать вопрос о возврате денежных средств.
Наряду с этим необходимо учитывать, что в течение финансового года задолженность, подлежащая урегулированию (дебетовый остаток по возврату ранее предоставленного авансового платежа), отраженная по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", в случае, если поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг не предполагаются, инициировано расторжение контракта (договора), переносится на счет 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н, абзац 12 п. 109 Инструкции N 174н, п. 10.7 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2019 N 02-06-07/103995 N 07-04-05/02-29148, п. 2.7 раздела II Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932). Перенос дебиторской задолженности отражается датой расторжения договора (контракта) либо датой принятия решения о его расторжении (п. 2.7 раздела II, раздел II Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932). Кроме этого, следует учесть, что задолженность, отраженная на счете 0 209 34 000 и не исполненная на конец финансового года, должна быть перенесена с "расходного" кода КВР на код аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов".
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе хозяйственная ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
Дебет (КВР) 5 209 34 56Х Кредит 5 206 22 66Х*(1)
- отражен перенос дебиторской задолженности;
Дебет (510) 5 209 34 56Х Кредит (КВР) 5 209 34 66Х*(1)
- отражен перенос задолженности в случае ее неисполнения на конец финансового года (операция отражается последним днем отчетного периода).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

22 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вместо "Х" указывается аналитическая составляющая кода КОСГУ, соответствующая типу контрагента в рассматриваемой ситуации.

Все консультации данной рубрики