Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
14.08.2020
- Управлением заключен контракт на оказание услуг по пассажироперевозкам по муниципальным маршрутам по регулируемому тарифу. У подрядчика имеются нарушения выполнения условий контракта, не имеющие стоимостной оценки: 1) нарушение маршрута следования (автобус не доехал до последней остановки 21 раз); 2) несоблюдение требований обязательности остановки на остановочном пункте (не остановился 1308 раз в 654 рейсах); 3) нарушение требований к вместимости транспортных средств (154 рейса автобусом не того класса, как в контракте). В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. Цена контракта 10 079 743,98 рублей. Соответственно, сумма штрафа подпадает под 5000 рублей за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Единицей расчета по контракту является рейс. Считать за каждый факт нарушения контракта рейс (в зависимости от их количества, например: 21 нарушение маршрута следования х 5000 рублей = 105 000,00 рублей) либо по контракту штрафовать подрядчика следующим образом: есть нарушение (независимо от их количества) - это факт, соответственно, штраф 5000,00 руб. по данной позиции (например: 21 нарушение маршрута следования - штраф 5000,00 рублей)? Что считать каждым фактом неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации заказчик вправе требовать уплаты штрафа за каждый зафиксированный факт ненадлежащего исполнения (невыполнения) нестоимостного обязательства, согласованного сторонами в рамках контракта на оказание услуги перевозки в каждом рейсе.
Обоснование позиции:
В силу ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени, начисляемой в случае просрочки исполнения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в определенном данной нормой размере, а также размер штрафа, определенного в порядке, установленном Правительством РФ, за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафов. Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), тогда как штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за нарушения обязательств, не связанных с просрочкой исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В силу п. 2 Правил размер штрафа, начисляемого контрагенту, устанавливается контрактом в соответствии с п.п. 3-8 Правил, за исключением случая, предусмотренного п. 13 Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта. Пунктом 6 Правил предусмотрен порядок определения размера штрафа буквально за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (далее - нестоимостное обязательство). Следовательно, каждый случай выявления неисполнения или ненадлежащего исполнения такого нестоимостного обязательства контракта должен рассматриваться как самостоятельное нарушение его условий и самостоятельное основание для уплаты штрафа.
Поскольку конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения. Такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения основного обязательства. Конкретные обязательства, неисполнение/ненадлежащее исполнение которых влечет взыскание штрафа, могут быть указаны в контракте - это не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ. Более того, в судебной практике сформирована позиция, согласно которой, поскольку штраф устанавливается за неисполнение конкретного обязательства по контракту, то из контракта должно четко следовать, за нарушение какого обязательства он установлен (смотрите постановления Тринадцатого ААС от 25.02.2019 N 13АП-32164/18, АС Дальневосточного округа от 09.06.2017 N Ф03-1764/17, Двадцатого ААС от 25.09.2017 N 20АП-5461/17). Так, например, на необходимость согласования в договоре конкретных обязательств, за неисполнение которых применяется штраф, указано в определении ВС РФ от 01.02.2016 N 304-ЭС15-19279. Аналогично в постановлении Восьмого ААС от 10.10.2019 N 08АП-11266/19 разъясняется, что условие о штрафе может быть признано согласованным сторонами или установленным в законе только в том случае, когда в договоре или законе четко определены размер такого штрафа и конкретное правонарушение, совершение которого влечет наступление гражданско-правовой ответственности в виде взыскания штрафа; в ином случае основания для начисления штрафа отсутствуют. При этом в рассматриваемом деле данный суд признает условие о штрафе согласованным в следующем виде: 1 - из буквального толкования условий спорного контракта следует, что штраф подлежит начислению за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя исполнителем обязательств, 2 - обязательства исполнителя согласованы сторонами в контракте.
Если же в контракте отсутствует как таковое определение, что именно является фактом нарушения условий исполнения контракта для применения штрафа за нарушение неистоимостного обязательства, на наш взгляд, следует исходить из самих формулировок обязательств, изложенных в контракте (техническом задании), и фактических обстоятельств их неисполнения/ненадлежащего исполнения. Учитывая, что штраф должен начисляться за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом предусмотренного контрактом нестоимостного обязательства, а при исполнении контракта в рассматриваемом случае допускались многочисленные нарушения при исполнении таких обязательств (что было зафиксировано), соответственно, штраф должен начисляться за каждый факт (эпизод) нарушения. При этом, на наш взгляд, рассматривать в качестве эпизода основания для начисления штрафа следует не каждый совершенный с нарушениями рейс - рейс как таковой является расчетной единицей и, соответственно, напротив, имеет стоимостное выражение. В то же время отдельным, самостоятельным фактом нарушения исполнения нестоимостных обязательств является каждый выпуск на маршрут транспортного средства, не соответствующего требованиям технического задания (смотрите постановление АС Северо-Кавказского округа от 02.07.2020 N A08-2226/20). Вопрос о том, как учитывать в качестве оснований для начисления штрафа каждый зафиксированный факт нарушения маршрута следования, несоблюдения требования об обязательности остановки на остановочном пункте зависит от того, как указаны такие условия в контексте обязательств контрагента в контракте: в рамках единого обязательства (например, "порядок оказания услуг перевозки") либо каждое условие представляет собой отдельное обязательство. При этом еще раз отметим, что самостоятельным отдельным основанием для начисления штрафа является каждый зафиксированный факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Правомерность начисления множественных штрафов за одинаковые неоднократные нарушения исполнения условий контракта, не имеющих стоимостной оценки, подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановления АС Северо-Западного округа от 23.01.2020 N Ф07-16429/19, от 08.10.2019 N Ф07-11632/19, от 14.05.2019 N Ф04-843/19, АС Уральского округа от 23.04.2019 N Ф09-2132/19, АС Северо-Кавказского округа от 08.11.2019 N Ф08-9433/19).
К сведению:
Поскольку с учетом размера суммы штрафа и количества подтвержденных эпизодов ненадлежащего выполнения/невыполнения условия контракта об оказании услуг перевозки общая сумма штрафа ко взысканию в данной ситуации, очевидно, превысит цену контракта, следует отметить право исполнителя в судебном порядке, на основании ст. 333 ГК РФ требовать уменьшения размера неустойки, если суд придет к выводу о несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Штрафы, начисляемые поставщику по контракту по Закону N 44-ФЗ после 9 сентября 2017 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
20 июля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним