Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
21.05.2012
- Бюджетное учреждение за счет муниципальных средств приобрело оборудование и передало его в оперативное управление как особо ценное имущество. Как в бухгалтерском учете учреждения отражается данная операция? Нужно ли приобретенное оборудование учитывать на счетах 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" и 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях"?
Анализ положений "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), а также абзаца 7 п. 4.1 "Методических рекомендаций..." (приложение к письму Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546) показывает, что в настоящее время на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" подлежит отражению остаточная стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем учреждению.
При этом указанные данные, отраженные у учреждения на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем", должны быть сопоставимы с данными, отражаемыми в учете учредителя по дебету счета 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" (письмо Минфина России от 07.07.2011 N 02-06-07/2832).
Следовательно, любое движение по счету 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем", отражаемое бюджетным учреждением, должно увязываться с движением по счету 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях", отражаемым учредителем.
Между тем, в явном виде требование об изменении учетных данных по соответствующим нефинансовым активам, по сути, предусмотрено только для случая возврата учреждениями объектов, ранее полученных в установленном порядке от учредителей и учтенных ими на счете 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях", в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) - в таких ситуациях на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" бюджетным учреждением может быть отражена соответствующая корректировка.
Следовательно, в течение года, как при приобретении бюджетным учреждением недвижимого и особо ценного движимого имущества, так и при его выбытии, у учреждения и учредителя могут не отражаться какие-либо обороты по счетам 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" и 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" соответственно.
Однако такой вывод будет справедлив лишь отчасти. Дело в том, что общие принципы организации бухгалтерского учета предполагают, что обороты и остатки по всем счетам бухгалтерского учета должны "нести" тот или иной экономический смысл.
Данное правило в полной мере применимо и в рассматриваемой ситуации. Так, по смыслу положений приведенных в настоящем материале документов на счетах 0 210 06 000 и 1 204 33 000 подлежит отражению общая остаточная (фактическая) стоимость имущества, которым учреждение не может распоряжаться самостоятельно (без согласования с учредителем). Например, в бюджетных учреждениях к таким активам относится недвижимое и особо ценное движимое имущество, учитываемое как на счетах учета основных средств, так и на счетах учета нематериальных, непроизведенных активов и материальных запасов.
Естественно, что в течение года в результате приобретения учреждениями активов за счет средств, выделенных уполномоченным органами власти (местного самоуправления), начисления амортизации, списания имущества или иных случаев поступления, выбытия активов данные, отражаемые на счетах 0 210 06 000 и 1 204 33 000, утрачивают свою актуальность. Следовательно, они подлежат корректировке в порядке и с периодичностью, определенными пользователями бухгалтерской отчетности: учредителями и финансовыми органами. Для соблюдения требования о сопоставимости данных важным моментом является уточнение данных с одинаковой периодичностью как в бюджетном учреждении так и в учете учредителя.
В то же время положения Инструкций 157н и 174н не содержат конкретных указаний на корреспонденции, которые могут применяться учреждением для отражения стоимости приобретенного особо ценного имущества на счете 0 210 06 000. Также не содержатся корреспонденции, которые могут применяться субъектами учета при корректировке показателей счетов 1 204 33 000 и 0 210 06 000.
Определить необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов учреждения вправе по согласованию с соответствующим финансовым органом или органом, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя (смотрите п. 4 Инструкции N 174н).
Специалисты финансового ведомства в устных разъяснениях указывали на то, что Минфином России определены следующие минимальные обязательные требования по уточнению данных, отражаемых учредителем и учреждением на счетах 1 204 33 000 и 0 210 06 000: один раз в год, по итогам года на момент составления отчетности.
По нашему мнению, при таком подходе осуществление корректировки данных на счетах 1 204 33 000 и 0 210 06 000 может быть отражено, например, в корреспонденции со счетом 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов". При этом могут применяться следующие корреспонденции.
У учреждения:
1.1. Дебет 4 401 10 171 Кредит 4 210 06 660
- отражено увеличение остаточной (фактической) стоимости имущества, которым учреждение не может распоряжаться самостоятельно;
1.2. Дебет 4 210 06 560 Кредит 4 401 10 171
- отражено уменьшение остаточной (фактической) стоимости имущества, которым учреждение не может распоряжаться самостоятельно;
2. По факту корректировки данных учреждение уведомляет учредителя о суммах корректировки (в разрезе видов финансового обеспечения), например, путем предоставления Справки (форма 0504833).
У учредителя (на основании информации, полученной от учреждений):
1.1. Дебет КРБ 1 204 33 530 Кредит КДБ 1 401 10 171
- отражено увеличение вложений в имущество подведомственных учреждений;
1.2. Дебет КДБ 1 401 10 171 Кредит КРБ 1 204 33 630
- отражено уменьшение вложений в имущество подведомственных учреждений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним