Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.08.2020
ВОПРОС:
На основании акта проверки автономному учреждению необходимо взыскать с виновных лиц необоснованно оплаченные подотчетные суммы без оправдательных документов за 2015 год по КФО 4. Денежные средства виновное лицо (сотрудник учреждения) внесло в кассу учреждения.
Какими бухгалтерскими проводками учреждение должно отразить поступившую сумму в кассу учреждения, с дальнейшим зачислением на лицевой счет? Какие аналитические группы подвида доходов и КОСГУ при этих операциях должны использоваться? Если проводку отражать с применением счета 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат", то по какому КФО: КФО 2 или КФО 4?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете автономного учреждения начисление доходов и поступление денежных средств в кассу от сотрудника следует отразить с применением счета 2 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" по АнКВД 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" и подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В конкретной ситуации сотрудник автономного учреждения в добровольном порядке выразил согласие на возмещение необоснованно оплаченной в прошлые годы подотчетной суммы путем внесения денежных средств в кассу учреждения. В этом случае данную операцию следует рассматривать как самостоятельный факт хозяйственной жизни в виде начисления доходов от компенсации затрат.
Для учета расчетов по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, предназначен счет 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н). По общему правилу доходы от компенсации затрат учреждения относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатью 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 85н, пп. 9.3.4 п. 9 Порядка N 209н).
Отметим, что действующие редакции Инструкций по применению Планов счетов допускают использование в 1-17 знаках номера счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" не только кодов доходов бюджета (АнКВД), но и расходной классификации (КРБ). Однако при начислении доходов, в том числе в целях компенсации расходов прошлых лет, счет 0 209 30 000 в 1-17 разрядах должен содержать код бюджетной классификации доходов бюджета (п. 1.1.8 письма Минфина и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
Операции по начислению и поступлению доходов в виде компенсации затрат отражаются по КФО 2 независимо от источника финансового обеспечения деятельности, за счет средств которого осуществлялись соответствующие расходы (выплаты) (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-08-07/77797). При этом учет доходов от компенсации затрат по КФО 2 не является препятствием для организации дальнейшего расходования этой суммы на цели, предусмотренные в рамках иных видов деятельности учреждения.
Соответственно, начисление доходов и поступление денежных средств от сотрудника следует отразить с применением счета 2 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" по АнКВД 130 в увязке с подстатьей 134 КОСГУ (смотрите также, к примеру, письмо Минфина России от 30.08.2019 N 02-06-10/66912).
Кроме того, учет расчетов с органом казначейства (финансовым органом соответствующего бюджета), возникающих по операциям с наличными денежными средствами, осуществляется с использованием счета 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" (п. 230 Инструкции N 157н). Данный счет должен применяться учреждением во всех случаях движения наличных денежных средств (получения, внесения) между лицевыми счетами и кассой, независимо от того, совершается движение денежных средств между лицевым счетом и кассой учреждения в один операционный день или в разные.
Операции по движению денежных средств между лицевым счетом и кассой автономного учреждения не являются "доходными" или "расходными". Поэтому операции по выбытию денежных средств из кассы и их зачислению на лицевой счет будут отражаться с применением аналитических групп вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов", 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" и подстатьями 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов", 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ соответственно (п.п. 62.4.1, 62.5.1 Порядка N 85н, пп. 13.1 п. 13, пп. 14.1 п. 14 Порядка N 209н).
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть оформлена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 34 567 Кредит 2 401 10 134
- отражена задолженность сотрудника перед учреждением;
2. Дебет 2 201 34 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 130, КОСГУ 134) Кредит 2 209 34 667
- отражено поступление денежных средств от сотрудника в кассу учреждения;
3. Дебет 2 210 03 561 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 2 201 34 610 (Увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- отражено выбытие денежных средств из кассы учреждения для последующего их внесения на лицевой счет;
4. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 2 210 03 661 (Увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- отражено зачисление наличных денег на лицевой счет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики