Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.08.2020
ВОПРОС:
В 2017 году по договору поставки организация "А" приобрела у Изготовителя вагоны. Изготовителем предоставлена гарантия на вагоны. В 2018 году организация "А" произвела отчуждение вагонов организации "Б". В период эксплуатации вагонов организацией "Б" выявлены недостатки, допущенные по вине Изготовителя. Гарантийный срок Изготовителя не истек.
Вправе ли организация "Б" обратиться за устранением недостатков напрямую к Изготовителю? Вправе ли организация "А" уступить организации "Б" право требования к Изготовителю по гарантийным обязательствам?
ОТВЕТ:

Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, если недостатки товара не были оговорены продавцом, вправе требовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара (п. 1 ст. 518, п. 1 ст. 475 ГК РФ). Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ). При этом, по смыслу положений п. 2 ст. 470 ГК РФ, гарантия на товар устанавливается в том случае, если это предусмотрено условиями договора.
Анализ всех вышеприведенных норм показывает, что гарантийные обязательства по устранению недостатков товара и право требовать их устранения возникают в силу наличия между сторонами заключенного договора купли-продажи (поставки).
В свою очередь, необходимо помнить, что обязательства, возникающие из договора, создают права и обязанности для третьих лиц только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Поэтому, если иное не предусмотрено договором поставки, продавец отвечает за недостатки товара и несет иные обязанности из договора поставки только перед покупателем, заключившим с ним соответствующий договор*(1). Общих положений, по которым право требования устранения недостатков распространялось бы на иных лиц, к примеру, лиц, ставших собственниками проданного покупателем товара, законодательство не содержит.
Исключение составляет лишь правило п. 3 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", предоставляющее потребителю право предъявлять требования о безвозмездном устранении недостатков товара не только продавцу, но и изготовителю, не являющемуся стороной договора купли-продажи.
Однако в рассматриваемом случае, как это следует из вопроса и характера товара, и первоначальный покупатель, и лицо, которому покупателем был перепродан поставленный товар, потребителями не являются.
В связи с изложенным лицо, которому покупатель по договору с изготовителем вагонов перепродал указанные вагоны, может предъявить требования, вытекающие из их ненадлежащего качества, только их непосредственному продавцу, но не их изготовителю, не участвовавшему в договоре их перепродажи*(2) *(3).
В то же время право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ).
Это означает, что продавец вправе уступить право (требование), возникшее из договора поставки, любому другому лицу с соблюдением положений параграфа первого главы 24 ГК РФ. Такое право не связано неразрывно с личностью кредитора, поэтому его уступка другому лицу не противоречит закону (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2009 N А12-3161/2009). Договор уступки будущего права, возникающего при наступлении определенных обстоятельств, также не противоречит законодательству (ст. 388.1 ГК РФ, смотрите также п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" (далее - Постановление N 54)).
Согласие должника (продавца) на уступку права не требуется, если иное не предусмотрено договором поставки (п. 2 ст. 382 ГК РФ). Однако следует иметь в виду, что право на получение неденежного исполнения (в частности в виде гарантийного ремонта) может быть уступлено без согласия должника, только если уступка не делает исполнение его обязательства значительно более обременительным для него (п. 4 ст. 388 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 385, ст. 312 ГК РФ поставщик вправе не исполнять гарантийные обязательства в пользу нового кредитора до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу.
С учетом положений ст. 385 ГК РФ и сложившейся судебной практики достаточным доказательством перехода права (требования) в результате его уступки другому лицу является хотя бы один из следующих документов:
- уведомление должника о состоявшейся уступке права, которое направлено должнику непосредственно цедентом (п. 1 ст. 385 ГК РФ; смотрите также п. 20 Постановления N 54, постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N 14548/11);
- соглашение о цессии, если из его условий не вытекает, что право переходит к цессионарию позднее момента заключения такого соглашения (п. 2 ст. 389.1 ГК РФ);
- акт или иной документ, которым оформляется исполнение обязательства по передаче права (требования) (смотрите, например, п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120).
Соответственно, при представлении изготовителю, являвшемуся поставщиком по первому договору поставки, хотя бы одного из перечисленных доказательств уступки права, он не вправе отказаться от исполнения гарантийных обязательств лицу, представившему соответствующие доказательства (или указанному в уведомлении об уступке).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

6 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, однако, что за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, продавец (изготовитель) отвечает перед любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом или нет (ст. 1095 ГК РФ).
*(2) Смотрите также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.12.2009 по делу N А39-667/2009, постановление ФАС Уральского округа от 01.12.2003 N Ф09-3490/03ГК.
*(3) Особо подчеркнем, что данный вывод сделан на основе норм ГК РФ об обязательствах и о договоре купли-продажи. Данные нормы в силу п. 2, п. 3 и п. 5 ст. 3 ГК РФ имеют приоритет перед нормами других законов и подзаконных нормативных актов, которые не могут противоречить нормам ГК РФ. Тем более, это касается регламентов, утвержденных локальными актами различных организаций. Последние по смыслу ст. 3, ст. 5 и ст. 7 ГК РФ даже не являются источниками гражданского права. 

Все консультации данной рубрики