Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.05.2012
ВОПРОС:
Работнику бюджетного учреждения, не являющегося получателем бюджетных средств, в соответствии со ст. 140 ТК РФ в день увольнения были выплачены все суммы, причитающиеся от работодателя. Однако денежных средств, снятых в кассу учреждения по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ, не было, поэтому на выплату положенных работнику денежных средств были направлены средства, снятые в кассу учреждения для других целей (по другим статьям (подстатьям) КОСГУ). В последующем средства по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ будут "досняты" в кассу и по итогам года плановые показатели по видам расходов, отраженные в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, будут соблюдены. Может ли данная ситуация рассматриваться как нарушение порядка ведения учета - нецелевого использования средств?
ОТВЕТ:

Действительно, в силу положений ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплату всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, следует произвести в день увольнения работника. Вместе с тем бухгалтеру бюджетного учреждения при осуществлении выплаты причитающейся заработной платы работнику из кассы необходимо помнить, что наличные деньги получаются в кассу с лицевого счета в органе казначейства на основании соответствующей Заявки на получение наличных денег в разрезе кодов КОСГУ (смотрите п. 7 "Порядка...", утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.10.2010 N 16н).
Поэтому направление средств, снятых в кассу учреждения для других целей (по другим статьям (подстатьям КОСГУ), на выплату заработной платы, при определенных обстоятельствах может рассматриваться в качестве некого нарушения порядка ведения учета - нецелевого использования средств, даже при условии, что в последующем средства по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ будут "досняты" в кассу и по итогам года плановые показатели по видам расходов, отраженные в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, будут соблюдены*(1).
Справедливым будет отметить, что нецелевым использованием средств осуществленная Вашим учреждением операция не может быть квалифицирована органами финансового контроля только при выполнении следующих условий*(2):
- денежные обязательства за счет "свободных" средств на момент использования их не по назначению приняты не были;
- срок от момента возникновения необходимости в окончательном расчете работника при увольнении до осуществления фактической выплаты был меньше срока процедуры получения наличных денежных средств на эти цели.
Вместе с тем, даже если такое нарушение и будет отражено органами финансового контроля, ответственности за него не предусмотрено.
Дело в том, что такого понятия, как "нецелевое использование средств субсидии", в отличие от нецелевого использования бюджетных средств (ст. 289 БК РФ), влекущего, в частности, наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, нормативные акты в настоящее время не содержат.
А учитывая то, что субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, являются только получатели бюджетных средств, применить соответствующее наказание в настоящее время к бюджетному учреждению, не являющемуся получателем бюджетных средств (ст. 6 БК РФ), нельзя (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2010 N А53-26218/2009).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

4 мая 2012 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- Вопрос: В связи со служебной необходимостью были оплачены квитанции ГИБДД (постановка автотранспорта на учет) по подстатье КОСГУ 290 "Прочие расходы". В момент оплаты лимиты бюджетных обязательств по лицевому счету для осуществления кассовых расходов по подстатье КОСГУ 290 "Прочие расходы" в Федеральном казначействе имелись. По бюджетному учету расходы по авансовому отчету проведены по этой же подстатье. Впоследствии были получены денежные средства, за счет которых восстановили расходы по подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". В результате по итогам финансового года не произошло перерасхода и неосвоения лимитов бюджетных обязательств, выплаты были... ("Бюджетный учет", N 1, январь 2011 г.).
*(2) Смотрите:
- Вопрос: Подпадает ли под понятие "нецелевое использование бюджетных средств" выдача из кассы под отчет сотрудникам при внеплановых командировках аванса на проезд, проживание, суточных за счет свободных остатков денежных средств в кассе, которые были получены в банке на выдачу заработной платы (материальной помощи, единовременных пособий) и хозяйственные расходы, но произведенные в пределах доведенных до главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой доходов и расходов? Денежные средства восстанавливались при последующем получении средств в банке в течение трех-пяти дней ("Бюджетный учет", N 1, январь 2011 г.); - "Нецелевое использование бюджетных средств: проблемы квалификации и ответственность" (С.С. Бычков, "Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 8 август 2010 г.).

Все консультации данной рубрики