Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

04.09.2020
ВОПРОС:
Сотрудник принят на работу экономистом в учреждение для временного пребывания детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, ему выдана медицинская книжка. Образовательным учреждение не является. Экономист работает в офисном помещении, расположенном в доме, отдельно от здания, где проживают дети. Накануне прохождения периодического медицинского осмотра работнику напомнили, что ему необходимо проставить прививки (согласно календарю против гепатита В, дифтерии, кори, столбняка и гриппа). Сослались на требования СанПиН 2.4.3259-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 09.02.2015 N 8, и национальный календарь прививок. Однако работник планирует написать письменный отказ от прохождения прививок, поскольку долгое время их не ставит. При этом трудовая деятельность экономиста и деятельность учреждения не подпадают под категории работ, поименованные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825).
Вправе ли руководитель учреждения отстранить сотрудника от работы и впоследствии уволить за отсутствие прививок? Какие последствия (штраф и прочее) будет иметь отказ экономиста учреждения временного содержания детей от вакцинации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель не имеет права отстранить от работы или уволить работника в связи с тем, что он отказывается от профилактических прививок. Какие-либо неблагоприятные последствия ни для работника, ни для работодателя (притом что он будет располагать письменным отказом работника от вакцинации) наступить не должны.

Обоснование позиции:
Согласно абзацу четвертому п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет за собой в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. При этом Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень). Однако указанный в вопросе работник, его трудовая деятельность и деятельность организации не подпадают под категории работ, поименованные в данном Перечне. В связи с этим можно сделать вывод о том, что понуждение работодателем работников, работы которых не входят в Перечень, к проведению профилактических прививок является незаконным, поскольку гражданин имеет право на отказ от прививок (п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ), а отстранение работника от работы невозможно (в подтверждение данной позиции смотрите определение Верховного Суда Республики Коми от 16.07.2015 N 33-3452/2015, решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.05.2015 N А57-27736/2014, ответ Роструда).
Статья 76 ТК РФ содержит в качестве одного из оснований для отстранения от работы непрохождение работником в установленном порядке обязательного медицинского осмотра.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а работник - в силу ст. 213 ТК РФ такой обязательный осмотр пройти.
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в п.п. 1, 3, 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ): в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; а юридические лица, в свою очередь, обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками; данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пункт 15.1 СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 N 8 (далее - СанПиН 2.4.3259-15), также содержит требование об обязанности прохождения работниками организации для детей-сирот предварительных и периодических медицинских осмотров в установленном порядке. В силу этой же нормы работники организации для детей-сирот должны быть привиты в соответствии с национальным календарем прививок.
Напомним, согласно ст. 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Следовательно, требования СанПиН 2.4.3259-15 о вакцинации всех работников (так как какие-либо исключения для отдельных категорий в СанПиН 2.4.3259-15 не предусмотрены) организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются для работодателя обязательными.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (Приложение N 1), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (Приложение N 2, далее - Перечень работ), Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение N 3, далее - Порядок проведения медосмотров).
Пунктом 20 Перечня работ предусмотрено, что при выполнении работ проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, в их числе указаны также работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обратите внимание, что конструкция данной нормы построена так, что проходить медицинские осмотры должны все работники указанной организации (в том числе и административный персонал, смотрите в подтверждение сказанного ответы 1, 2 Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
При этом Порядок проведения медосмотров не предусматривает проведения профилактических прививок работникам, согласно разделу IV Порядка проведения медосмотров отсутствие вакцинации не относится к числу медицинских противопоказаний для допуска к работе.
В силу положений п. 33 Порядка проведения медосмотров данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 15.2 СанПиН 2.4.3259-15 каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
Анализ судебной практики показывает, что допуск к работе в медицинской книжке может быть проставлен и в отсутствие сведений о прививках (постановление Московского городского суда от 19.03.2019 N 4а-0851/2019).
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не только в случаях, перечисленных в этой норме, но и в ситуациях, предусмотренных другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абзац восьмой части первой ст. 76 ТК РФ). При этом, на наш взгляд, обязанность отстранить работника от работы должна быть предусмотрена непосредственно в таком нормативно-правовом акте. Вместе с тем нормативно-правовые акты РФ, в том числе и СанПиН 2.4.3259-15, такую обязанность для работодателей - организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривает.
С учетом изложенного полагаем, что в приведенной ситуации оснований для отстранения и увольнения работника в связи с отказом от вакцинации нет, приведенные выше положения нормативных актов не могут позволить работодателю в любом случае обеспечить наличие у сотрудников вакцинации, однако указывают на необходимость принятия им мер, направленных на выполнение положений санитарного законодательства (путем направления работника на вакцинацию и оформления в случае отказа от вакцинации письменного документа) (смотрите в подтверждение данного вывода постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 N 09АП-3737/15).
Вместе с тем в приведенном выше постановлении Московского городского суда от 19.03.2019 N 4а-0851/2019 суд указал, что на работодателе лежит обязанность проверять не только наличие личной медицинской книжки, обращая внимание только на наличие заключения медицинской организации о допуске к работе такого сотрудника, но и проверять наличие в его личной медицинской книжке записей, свидетельствующих о надлежащем прохождении медицинского осмотра, сведений о прививках. Поскольку сведений о прививках в медицинских книжках сотрудников не было, суд посчитал правомерным привлечение работодателя к ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приведенное судебное решение позволяет сделать вывод о том, что риск привлечения работодателя к ответственности за отсутствие у его работника какой-либо прививки (отметки в медицинской книжке сведений о прививках) существует, хотя и минимальный*(1), поэтому мы рекомендуем обратиться за соответствующими разъяснениями в Роспотребнадзор.
Часть 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не только юридических лиц, но и граждан. Положения СанПиН 2.4.3259-15 являются обязательными не только для работодателя, но и для работника (ст. 10 Закона N 52-ФЗ, п. 1.3). Однако поскольку работник, отказываясь от вакцинации, всего лишь реализует свое законное право, предусмотренное п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ, полагаем, оснований для его привлечения к административной ответственности нет.
Поскольку отказ от вакцинации не подпадает под понятие дисциплинарного проступка*(2), также полагаем, что работника, воспользовавшегося правом на отказ от вакцинации, нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

10 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В решении от 01.06.2011 N А60-9760/2011 Арбитражный суд Свердловской области пояснил, что предоставленное законом право отказаться от вакцинации не позволяет работодателю в полной мере обеспечить вакцинацию всех работников. В такой ситуации, по мнению суда, оснований для привлечения к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ не имеется.
*(2) Смотрите материал: Энциклопедия решений. Дисциплинарный проступок.

Все консультации данной рубрики