Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
08.09.2020
- В адрес организации поступил договор на поставку горячей воды в целях содержания общего имущества. В общежитии отсутствует техническая возможность потреблять горячую воду в целях содержания общего имущества, о чем составлен акт. У жильцов заключены прямые договора с ресурсоснабжающей организацией на горячую и холодную воду, они оплачивают по счетчикам. В многоквартирном доме есть общедомовой прибор учета на горячую воду. К организации поступил соответствующий иск. Как быть в данной ситуации, если истцы ссылаются на пункт письма Минстроя и ЖКХ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04?
В соответствии с ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в МКД холодной воды, горячей воды, сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком доме. В этой связи обратите внимание на письмо Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04.
Другими словами, если жители МКД пользуются коммунальными услугами водо-, электроснабжения, водоотведения, то они - в составе платы за содержание жилья - будут оплачивать расходы на те же самые ресурсы, потраченные на содержание общего имущества. Факт использования этих ресурсов на содержание общего имущества презюмируется и не зависит, например, от невозможности "подключиться" к ресурсу из места общего пользования, наличия водоразборных устройств и сантехнического оборудования в целях СОИ (смотрите постановления АС Уральского округа от 23.05.2019 N Ф09-1681/19, Шестнадцатого ААС от 26.12.2018 N 16АП-4404/17)*(1).
Отметим, что для обеспечения оказания коммунальных услуг Управляющая организация (ТСЖ, ТСН, ЖСК) должна заключить с ресурсоснабжающими организациями (РСО) договоры ресурсоснабжения, т.е. договоры о приобретении коммунальных ресурсов в целях их использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354). При этом заключение договора ресурсоснабжения является обязательным как для РСО (п. 1 ст. 426 ГК РФ), так и для Управляющей организации (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, а также определение ВС РФ от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
Сами условия договоров ресурсоснабжения, согласно ч. 1.2 ст. 157 ЖК РФ и абзацу 2 п. 13 Правил N 354, определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе Правил, обязательных при заключении УК (ТСЖ, кооперативами) договоров с РСО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Более того, наличие таких договоров с РСО является лицензионным требованием для Управляющей организации (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, абзац 7 пп. "д" п. 4 Правил N 416, пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании УК МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110). Незаключение такого договора в первый же месяц работы в части покупки ресурсов на содержание общего имущества МКД - это грубое нарушение лицензионных требований (пп. "г" п. 4.1 Положения N 1100).
Конкретные условия договора ресурсоснабжения должны соответствовать положениям ГК РФ, Правилам N 124 и отраслевым нормативно-правовым актам в соответствующей сфере ресурсоснабжения (п. 16 Правил N 124).
Порядок определения объемов ресурса зависит от того, имеются ли в МКД общедомовые приборы учета, индивидуальные приборы учета, исправно ли передаются в РСО показания таких приборов учета и т.д., а также от наличия "прямых договоров" жителей МКД с ресурсоснабжающими организациями. Подробно обо всех нюансах указано в п.п. 21, 21.1, 21.2 Правил N 124.
Таким образом, по нашему мнению, целесообразно проверить полученный от ресурсоснабжающей организации договор на поставку горячей воды для содержания общего имущества на соответствие его Правилам N 124.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Заключение договора ресурсоснабжения с управляющей организацией;
- Энциклопедия решений. Условия договора ресурсоснабжения между УК МКД и РСО;
- Примерная форма договора о приобретении коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества: первые судебные акты (Е.В. Емельянова, журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2017 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлычев Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
21 августа 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Энциклопедия решений. Плата за коммунальные ресурсы, затраченные на содержание общего имущества многоквартирного дома.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним