Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
15.09.2020
- У организации заключен контракт на ремонт кровли (выступает в роли заказчика). Согласно контракту работы должны быть исполнены до 10 августа 2020 года, срок действия контракта до 31 августа 2020 года. По факту - работы на сегодняшний день (26.08.2020) не исполнены в полном объёме, а что сделано - сделано с нарушениями. Независимая экспертиза выявила огромный перечень нарушений и несоответствий как контракту, так и СНиПам и ГОСТам. Подрядчик не отвечает ни на письма, ни на звонки, на объект не приезжает доделывать работу.
Правильно ли, что организации необходимо написать письмо в банк с просьбой выплаты полной суммы по банковской гарантии, а затем расторгнуть в одностороннем порядке контракт с уведомлением ФАС? Какие ещё должны быть действия со стороны организации?
1. В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в случае, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 3 ст. 708 ГК РФ предусмотрено, что указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В свою очередь, п. 2 ст. 405 ГК РФ указывает, что в случае, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Также п. 2 ст. 715 ГК РФ определено, что в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемом случае, как следует из вопроса, срок сдачи результата работ подрядчиком пропущен, причем часть работ выполнена подрядчиком некачественно и с нарушением требований условий контракта, ГОСТов, СНиПов. При таких обстоятельствах, по нашему мнению, заказчик, утративший интерес в принятии результата работ, вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке*(1).
Для одностороннего отказа от контакта заказчик должен соблюсти порядок, установленный ч.ч. 10-14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
Во-первых, принять письменное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Отметим, что до принятия такого решения заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы (ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Во-вторых, не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить его в ЕИС и направить подрядчику:
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу контрагента, указанному в контракте,
- телеграммой,
- посредством факсимильной связи,
- по адресу электронной почты,
- с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении контрагенту*(2).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления признается:
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного уведомления либо
- дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте, либо
- дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС (при невозможности получения указанных подтверждения либо информации).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Однако в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:
- во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения,
- во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что правило об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
2. Также в приведенной ситуации ввиду просрочки исполнения обязательств и выполнения работ ненадлежащего качества заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате пеней и штрафов, предусмотренных контрактом (ч. 6-ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ),
В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017)*(3).
3. В случае ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в обеспечение которых выдана банковская гарантия, заказчик вправе требовать уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержден постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Сроки направления заказчиком банку-гаранту требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту Законом N 44-ФЗ не предусмотрены.
При предъявлении требования об уплате полной денежной суммы по банковской гарантии необходимо учитывать позицию Президиума Верховного Суда РФ, согласно которой положения ГК РФ и Закона о контрактной системе не содержат норм, согласно которым неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту является безусловным основанием для полного удержания заказчиком денежных средств, полученных в результате платежа по банковской гарантии. В силу ст.ст. 15, 375.1 ГК РФ бенефициар обязан возместить гаранту или принципалу убытки, которые причинены вследствие того, что представленные им документы являлись недостоверными либо предъявленное требование являлось необоснованным (п. 30 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.));
То есть в случае необоснованного требования заказчиком полной суммы, выплачиваемой по банковской гарантии, подрядчик вправе будет требовать возмещения убытков в виде разницы между суммой, выплаченной заказчику по банковской гарантии и размером имущественных требований, имевшихся у заказчика, в соответствии с обеспечиваемыми гарантией обязательствами. Однако в каждом конкретном случае окончательное решение по данному вопросу может принять только суд*(4).
4. В течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов (п. 11 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Как указано в ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России, который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728), информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. После получения и проверки необходимых информации и документов ФАС России включает информацию о контрагенте заказчика в РНП в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ. Информация, содержащаяся в РНП, размещается в ЕИС и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
В заключение отметим, что при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, если в связи с таким расторжением в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ ФАС России принял решение о включении информации о подрядчике в РНП, заказчик вправе заключить контракт со "вторым" участником конкурентной закупки (при согласии последнего) в порядке, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ*(5).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
28 августа 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, постановления АС Московского округа от 20.12.2019 N Ф05-22460/19, АС Западно-Сибирского округа от 13.04.2018 N Ф04-968/18, Семнадцатого ААС от 27.01.2020 N 17АП-3792/19, Двадцатого ААС от 13.06.2019 N 20АП-2725/19, Восьмого ААС от 21.12.2017 N 08АП-15112/17). Вместе с тем вопрос о правомерности расторжения контракта в случае спора окончательно может быть решен только судом исходя из конкретных обстоятельств.
*(2) Как указано в п. 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017), несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено контрагенту. В самом пункте речь идет о ситуации, когда заказчик известил контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, а также посредством электронной почты, но не разместил в ЕИС свое решение об одностороннем отказе в течение 3 рабочих дней с даты его принятия.
*(3) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ. Для расчета суммы пени/штрафа рекомендуем воспользоваться калькуляторами пени/штрафа, начисляемого поставщику.
*(4) Смотрите, например, постановление АС Северо-Западного округа от 14.03.2019 N Ф07-16963/18 по делу N А56-25691/2017, постановление Пятнадцатого ААС от 29.01.2020 N 15АП-22125/19, постановление Первого ААС от 27.09.2019 N 01АП-5161/19, постановление Седьмого ААС от 04.10.2018 N 07АП-8095/18.
*(5) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним