Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.09.2020
ВОПРОС:
Обязана ли бухгалтерия администрации муниципального образования (муниципальный район) отразить в бюджетном учете (корреспонденция счетов, на каких счетах) информацию о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования, но не являются его собственностью (права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы, но у муниципалитета есть полномочия по распоряжению такими земельными участками (сдача в аренду, безвозмездное пользование, продажа с торгов), земельные участки относятся к землям населенных пунктов)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Земельные участки, собственность на которые не разграничена и которые вовлечены в хозяйственный оборот (предоставлены в пользование), подлежат отражению в учете органом, наделенным полномочиями по предоставлению указанных земельных участков. В свою очередь, предоставление земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. Принятие к бюджетному учету земельных участков, по которым собственность не разграничена, вовлекаемых уполномоченным органом местного самоуправления в хозяйственный оборот, отражается по дебету счета 1 103 13 330 "Увеличение прочих непроизведенных активов - недвижимого имущества учреждений" и кредиту счета 1 401 10 199 "Прочие неденежные доходы от безвозмездных поступлений".

Обоснование вывода:
По смыслу ст. 1719 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. Распоряжение разграниченными земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ) или другими федеральными законами не установлено иное.
В рассматриваемом случае земельные участки не являются собственностью муниципального района. Вместе с тем отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (п. 1 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ). Так, согласно п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ предоставление земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 ЗК РФ).
Однако принадлежность земельных участков к категории земель населенных пунктов не отменяет того, что такие земли могут относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Понятие "земли населенных пунктов" лишь определяет их целевое назначение.
Вместе с этим на основании договоров аренды либо договоров безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, уполномоченный орган власти (орган местного самоуправления) передает право пользования указанным активом пользователю, вовлекая тем самым указанный актив в хозяйственный оборот. Поэтому, с учетом норм Закона N 137-ФЗ, земельные участки, собственность на которые не разграничена и которые вовлечены в хозяйственный оборот (предоставлены в пользование), подлежат отражению в учете органом, наделенным полномочиями по предоставлению указанных земельных участков (органом, осуществившим распорядительное действие в отношении земли) (смотрите письмо Минфина России от 11.10.2018 N 02-06-10/73163).
В соответствии с п. 71 Инструкции N 157н земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком (смотрите также письмо Минфина России от 14.03.2019 N 02-07-10/16863). Полагаем, что в конкретном случае документом-основанием может выступать распорядительный документ, наделяющий администрацию муниципального района (орган местного самоуправления) полномочиями по распоряжению такими земельными участками.
Таким образом, согласно п. 16 Инструкции N 162н принятие к бюджетному учету земельных участков, по которым собственность не разграничена, вовлекаемых уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот, отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет КРБ 1 103 13 330 Кредит КДБ 1 401 10 199 - отражено принятие к учету земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

2 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики