Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
23.09.2020
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения проводит текущий ремонт объекта "водопровод", на учете числится как особо ценное движимое имущество - инженерные сети. Для проведения ремонта закупаются по отдельному договору фланцевый адаптер, прокладка, фланец, болт, гайка, шайба плоская.
По какому коду КОСГУ провести расходы на закупку: 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" или 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение фланцевого адаптера, прокладки, фланца, болта, гаек, шайб плоских для ремонта водопровода могут быть отнесены на подстатью 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ.
Обоснование вывода:
С 2019 года при определении статей (подстатей) КОСГУ необходимо руководствоваться порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н).
Согласно пп. 11.4 п. 11 Порядка N 209н отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
Поэтому для корректного определения статьи (подстатьи) КОСГУ при приобретении материальных запасов учреждению необходимо прежде всего исходить из цели их приобретения. Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. В зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ. То есть даже для приобретения нефинансовых активов, поименованных в п. 118 Инструкции N 157н в составе строительных материалов, могут быть в данном случае использованы как подстатья 344 "Увеличение стоимости строительных материалов", так и 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
В соответствии с пп. 11.4 п. 11 Порядка N 209н подстатья 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ классификации операций сектора государственного управления используется при отражении приобретения материалов в целях проведения строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями (в частности, это ремонтные работы). Подстатья 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ используется при отражении приобретения материалов для собственных нужд учреждения, не для ремонтных работ (смотрите, в частности, информацию Минфина России от 13.05.2019, письма Минфина России от 20.03.2020 N 02-08-03/22042, от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, раздел 2 Методических рекомендаций к Стандарту "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075).
Получается, что если материальные запасы (фланцевый адаптер, прокладки, фланец, болты, гайки, шайбы плоские) приобретаются не для целей проведения ремонтных работ, а например, для обеспечения определенного запаса материалов на случай плановой замены, иных непредвиденных обстоятельств, не связанных с ремонтом или капитальными вложениями, то расходы на их приобретение следует отражать по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ. Если же материалы приобретаются для целей проведения ремонтных работ, то при их приобретении следует применить подстатью 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ. Причем для цели определения конкретной детализированной подстатьи статьи 340 КОСГУ не важен способ проведения ремонтных работ, в том числе и наличие в учреждении заключенного договора на проведение ремонтных работ.
Также, исходя из общих рекомендаций финансового ведомства, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075 (смотрите также письмо Минфина России от 02.07.2019 N 02-08-05/48683), можно сделать вывод, что применение подстатьи 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ возможно, когда речь идет о приобретении материалов для ремонта движимого имущества. В свою очередь ,применение подстатьи 344 связано с приобретением материалов для ремонта недвижимого имущества.
Однако в данном случае речь идет о приобретении материалов для целей дальнейшего их использования при ремонте водопровода. В свою очередь, водопровод представляет собой сложную систему конструктивно-сочлененных объектов. В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам. Существуют разные виды таких объектов, но главное их отличие от остальных - протяженность и наличие в составе, как правило, большого количества отдельных объектов, которые все вместе выполняют заданную цель. Для ремонта таких объектов обычно составляется смета к договору на выполнение текущего ремонта.
Если обратиться к Общероссийскому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов" (принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст), сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. В частности, примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы; линии связи и электропередачи; местные трубопроводы. Такое же определение сооружений указывается и в п. 23 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Однако законодательство не содержит прямого указания об отнесении к недвижимости трубопроводов (газопровода, водопровода и т.п.). В связи с чем практика включения подобных объектов в состав недвижимого имущества весьма не однозначная. Так, например, имеется судебная практика, признающая такие объекты недвижимым имуществом (смотрите, в частности, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2018 N Ф08-10789/17 по делу N А32-6398/2017, постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.08.2018 N Ф05-12789/18 по делу N А40-176218/2017, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 N 12АП-15314/19, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 N 11АП-1521/20 по делу N А65-23979/2019). В то же время при определенных обстоятельствах суды исходят из возможности отнесения таких объектов к движимому имуществу (смотрите, в частности, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 N 02АП-2487/2008).
Таким образом, можно сделать вывод, что водопровод - это сложный линейный объект, который может быть учтен как в составе недвижимого, так и в составе движимого имущества, в зависимости от специфики конкретного объекта и решения уполномоченного органа.
С учетом изложенного считаем, что расходы на приобретение фланцевого адаптера, прокладки, фланца, болта, гаек, шайб плоских для текущего ремонта водопровода могут быть отнесены на подстатью 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ. Однако, учитывая неурегулированность данного вопроса, конкретный порядок отнесения подобных расходов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ целесообразно закрепить в рамках формирования учетной политики.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
2 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним