Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

01.06.2012
ВОПРОС:
Заключенный договор поставки товара устанавливает обязанность поставщика уплатить покупателю бонус (денежную сумму) в случае покупки товара на определенную сумму. Кроме того, один из покупателей оказывает поставщику маркетинговые услуги на основании отдельного договора, в котором поставщик выступает в роли заказчика.
Могут ли обязательства по оплате бонуса и маркетинговых услуг прекращены зачетом требования по оплате товара? Необходимо ли составление какого-либо документа о зачете требований (например акта о зачете), или зачет требований происходит автоматически? Может ли условие о зачете встречных требований содержаться в акте о расчете бонуса, подписываемом обеими сторонами?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Зачет указанных в вопросе встречных требований сторон не противоречит закону. Для осуществления такого зачета необходимо волеизъявление хотя бы одной из сторон договора. Для этого достаточно письменного заявления одной из сторон. В то же время условие о зачете соответствующих требований может содержаться и в подписываемом сторонами акте о расчете бонуса.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ). Условие договора, по которому поставщик обязан уплатить покупателю определенную сумму денег (бонус) в случае покупки последним товара на установленную сумму, закону не противоречит. Поскольку такая обязанность обусловлена фактом выборки покупателем товара на определенную сторонами сумму, то есть не связана с намерением поставщика одарить покупателя, соответствующее условие договора не должно подчиняться запрету, установленному ст. 575 ГК РФ о запрете дарения в отношениях между коммерческими организациями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 сентября 2010 г. N Ф07-8821/2010 по делу N А21-9532/2009, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. N 104).
При этом обязанность поставщика уплатить соответствующую сумму бонуса и, соответственно, право покупателя потребовать уплаты этой суммы при выполнении определенных сторонами условий договора поставки образуют самостоятельное обязательство (п. 1 ст. 307 ГК РФ).
Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ).
Поэтому, если соглашением сторон не предусмотрено автоматического прекращения указанных в вопросе встречных требований (по оплате бонуса, маркетинговых услуг и по оплате товара), соответствующие обязательства могут быть прекращены только по основаниям, предусмотренным законом (иными правовыми актами).
В частности, согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной из сторон. Таким образом, во-первых, для зачета необходимо, чтобы срок исполнения соответствующих обязательств наступил, был не указан либо определен моментом востребования.
Во-вторых, выработанная судами практика свидетельствует о том, что для зачета необходимо, чтобы требования были однородны по предмету и основанию. Предметная однородность означает, что стороны имеют право требовать друг от друга исполнения тождественных (или схожих) обязанностей, например уплаты денег, передачи однородных вещей (смотрите также п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 декабря 2001 г. N 65). Так, например, денежное обязательство может быть прекращено зачетом требования уплаты денег, а обязательство по передаче вещи - требованием о передаче аналогичной вещи. Кроме того, однородность требований в практике судов понимается также как то, что требования должны иметь одинаковое основание и быть относительно бесспорными, взаимно определенными. Так, например, требование об уплате основного долга по договору не может быть прекращено зачетом требования об уплате неустойки, взыскании убытков или неосновательного обогащения (смотрите, например, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2008 г. N 01АП-1426/08, ФАС Московского округа от 3 июня 2005 г. N КГ-А40/4051-05, от 29 сентября 1999 г. N КГ-А40/3145-99, ФАС Дальневосточного округа от 6 марта 2001 г. N Ф03-А73/01-1/273). Данные ограничения на осуществление зачета связаны с принципом, по которому осуществление зачета не должно ухудшать положение стороны, получившей заявление о зачете, то есть распространяются прежде всего на сделку по направлению заявления о зачете. В отношении прекращения взаимных обязательств по соглашению сторон такие запреты распространяться не должны.
В отношении указанных в вопросе встречных обязательств требование однородности соблюдается - все они являются денежными и образуют основную сумму долга по договору. Стало быть, обязательство по уплате бонуса покупателю, а также обязательство по оплате маркетинговых услуг могут быть прекращены зачетом встречного требования к покупателю об оплате товара (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2011 г. N Ф07-7028/11 по делу N А56-82174/2009).
Следует отметить, что договором может быть установлена недопустимость зачета встречных требований (ст. 411 ГК РФ). Однако в рассматриваемой ситуации договор, напротив, допускает возможность такого зачета.
В силу ст. 410 ГК РФ для зачета достаточно заявления одной стороны. Соответствующий зачет требований может быть произведен и на основании соглашения сторон - путем составления двустороннего документа (например акта) о зачете взаимных требований. Специальных требований к составлению и оформлению такого документы нормативные правовые акты не предусматривают. Следует учитывать, что соглашение о зачете является двусторонней сделкой (договором). В свою очередь, сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны по общему правилу совершаться в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ). Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (ст. 160 ГК РФ). Поэтому соглашение сторон о зачете требований должно быть заключено путем составления документа, выражающего волю сторон на такой зачет и подписанного управомоченными лицами.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 данного закона. Однако ни указанный закон, ни иные нормативные правовые акты не содержат положения, по которому бы две хозяйственные операции не могли подтверждаться одним первичным документом.
Таким образом, включение условия о зачете встречных требований в акт о расчете бонуса, подписываемый обеими сторонами, не противоречит ни гражданскому законодательству, ни законодательству о бухгалтерском учете. Если из соответствующего акта свидетельствует воля сторон прекратить соответствующие обязательства зачетом, такое условие является основанием для их прекращения (ст. 407 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

15 мая 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики