Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
29.09.2020
- Может ли российская организация заключить с иностранной компанией (Швейцария) договор участия в совместной деятельности (вкладом российской организации будут денежные средства)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Гражданское законодательство Российской Федерации не ограничивает возможности заключения договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) между российской организацией и юридическим лицом, зарегистрированным в ином государстве.
Вопрос о наличии ограничений на заключение такого договора в Швейцарской Конфедерации следует решать со специалистами, знакомыми с законодательством этого государства.
Обоснование вывода:
Прежде всего следует помнить, что основным принципом, определяющим применимость права, является суверенитет государства. В Конституции РФ этот принцип закреплен в ст. 4, в ч. 2 которой говорится "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".
Отсюда логически следует, что на территории других государств законы Российской Федерации не действуют.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 1 ГК РФ все участники гражданского оборота - граждане (физические лица) и юридические лица - равноправны. Они приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе и свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В абзаце четвертом п. 1 ст. 2 ГК РФ особо отмечено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отсюда прямо следует, что любые российские субъекты гражданско-правовых отношений - граждане и юридические лица вправе совершать сделки, заключать договоры с иностранными субъектами указанных отношений.
Безусловно, некоторые федеральные законы устанавливают случаи, когда иностранные участники гражданского оборота ограничены в правах по сравнению с российскими. Однако в силу вышеописанного принципа они действуют применительно к гражданско-правовым отношениям, складывающимся внутри Российской Федерации, прежде всего по вопросам, касающимся объектов гражданских прав, признаваемых особо значимыми именно в России. Например, ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлен запрет на владение иностранными гражданами и организациями земельными участками сельскохозяйственного назначения на любом праве, кроме аренды. В отношении договоров о совместной деятельности, заключаемых с иностранными организациями, тем более - исполняемых в иностранном государстве, гражданское законодательство каких-либо ограничений не содержит.
Таким образом, российская организация вправе заключать договор о совместной деятельности с иностранным юридическим лицом.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Вопросы регулирования связанных с заключением и исполнением договоров гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, регламентированы главой 68 раздела VI "Международное частное право" ГК РФ.
В соответствии с п.п. 1-4 ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору в целом или для отдельных его частей. Такое соглашение сторон должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела (смотрите также ст. 431 ГК РФ о толковании договора судом). Выбор применимого права может быть сделан при заключении договора или в последующем, причем в последнем случае такой выбор имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц и действительности сделки с точки зрения требований к ее форме, с момента заключения договора.
Только в том случае, если сторонами договора не выбрано право, подлежащее применению к этому договору, к нему в силу п. 1 ст. 1211 ГК РФ будет применяться право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. При этом в отношении договора о совместной деятельности (договора простого товарищества, п. 1 ст. 1041 ГК РФ) применяется право страны, где в основном осуществляется деятельность такого товарищества (п. 4 ст. 1211 ГК РФ).
Полагаем, что по договору о совместной деятельности, заключаемому между юридическим лицом, зарегистрированным в Швейцарской Конфедерации, и российской организацией, обязательства которой сводятся к перечислению денежной суммы, будут регулироваться тем правом (правом того государства), которое выберут стороны договора своим соглашением, а в отсутствие такого выбора - гражданским законодательством Швейцарской Конфедерации.
Вместе с тем определеннее этот вопрос может быть решен только исходя из анализа конкретных условий договора (ст. 431, п. 9 ст. 1211 ГК РФ).
При этом если в момент выбора сторонами договора подлежащего применению права все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства связаны только с одной страной, выбор сторонами права другой страны в силу п. 5 ст. 1210 ГК РФ не может затрагивать действие императивных норм права той страны, с которой связаны все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства. Иными словами, договор не может предусматривать совершение действий, запрещенных законодательством государства, в котором он исполняется, даже если его сторонами выбрано в качестве подлежащего к применению к договору право страны, которым эти действия не запрещены.
С учетом сказанного выше, полагаем, что это применимо и к рассматриваемому договору.
Соответственно, для окончательного решения вопроса о возможности заключения договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) между российской организацией и юридическим лицом, зарегистрированным в Швейцарской Конфедерации, необходимо рассмотреть вопрос о наличии ограничений в законодательстве Швейцарской Конфедерации. Данный вопрос следует рассматривать исходя из предмета и целей договора, поскольку законодательство любого государства может содержать ограничения на сделки с участием иностранного элемента в отношении объектов гражданских прав, признаваемых особо значимыми именно в данном государстве, подобно вышеупомянутому ограничению оборота земельных участков в Российской Федерации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
11 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним