Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
29.09.2020
- Заключен контракт на строительство блочно-модульной котельной. По условиям контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) в размере 30%. Подрядчик заключает договор субподряда на поставку блочно-модульной котельной как одного изделия с организацией СМП на сумму, превышающую 76% от цены контракта.
Правильно ли поступил подрядчик? Есть ли в его действиях нарушение требований постановления Правительства от 15.05.2017 N 570? Имел ли он право заключать договор субподряда на поставку товара? Если имел, то правомерно ли заключать договор субподряда стоимостью свыше 75% от цены контракта, если товар представляет собой единое целое изделие?
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ), рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, с предоставлением преимуществ описанным ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) и субъектам малого предпринимательства (далее - СМП).
Одним из способов выполнения данной обязанности является предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), при котором заказчик устанавливает требование к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей (далее - субподрядчики) из числа СМП, СОНО.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП, СОНО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. При этом в силу ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (далее - Типовые условия), в соответствии с которыми определен минимальный объем привлечения к исполнению контракта таких субподрядчиков, который должен составлять не менее 5% от цены контракта (п. 1 Типовых условий).
Отметим, что Типовые условия не определяют максимальный объем привлечения субподрядчиков из числа СМП, СОНО к исполнению контракта. Следовательно, в проекте контракта, заключаемом с контрагентом, не являющимся СМП, СОНО, должен быть указан конкретный объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, установленный в виде процента от цены контракта, при этом соответствующий объем не должен составлять менее 5% от цены контракта (письмо Минфина России от 15.05.2017 N 24-03-08/29287)*(1). В данном случае контрактом предусмотрена обязанность привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП, СОНО в объеме 30% от цены контракта.
Хотя из требований Типовых условий следует, что по итогам привлечения к исполнению контракта субподрядчиков может быть осуществлена приемка товаров, на наш взгляд, буквальная формулировка ч. 5, ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ об установлении требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО, свидетельствует о том, что данными нормами предусмотрена обязанность передачи контрагентом именно части своих обязательств, предусмотренных контрактом, третьему лицу - субподрядчику. Сказанное означает, если контрактом не предусмотрена поставка товара при выполнении работ, субподрядчик по договору, заключенному с подрядчиком, обязан выполнить именно работы, а не осуществить поставку товара. В противном случае речь должна идти не о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО, а о покупке товара, не предусмотренного контрактом, у третьего лица. При этом формально монтаж готовой строительной конструкции вместо выполнения работ по строительству объекта может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении контракта.
Особо отметим, что ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ нет норм, позволяющих заказчику понудить контрагента к исполнению предусмотренной контрактом обязанности по привлечению к его исполнению СМП, СОНО в натуре. Как следует из ч.ч. 4, 6, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, единственная мера гражданско-правовой ответственности установлена за непривлечение СМП, СОНО в качестве субподрядчика, равно как и за непредоставление документов, подтверждающих такое привлечение, - это штраф в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом (п. 8 Правил определения размера штрафа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042). При этом законодательством не предусмотрено мер ответственности за превышение объема привлечения субподрядчиков из числа СМП, СОНО.
Несмотря на то, что в приведенной ситуации подрядчик явно нарушил требование ст. 30 Закона N 44-ФЗ и условия контракта о привлечении субподрядчиков из числа СМП, СОНО, вопрос о правомерности взыскания штрафа за нарушение данного обязательства, равно как и вопрос о размере такого штрафа, может решить только суд, квалифицируя действия подрядчика либо как неисполнение требования о привлечении субподрядчиков из числа СМП, СОНО, либо как ненадлежащее исполнении такого требования.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции" (далее - Постановление N 570) определены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц (за исключением дочерних обществ такого подрядчика), к исполнению своих обязательств по контракту. Как следует из пп. "б" п. 2 Постановления N 570, конкретные виды и объемы указанных работ, подлежащих самостоятельному выполнению подрядчиком и определенные по его предложению из перечня работ, указанных в документации о закупке, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт; такие работы исходя из их сметной стоимости, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять с 1 июля 2018 года не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта. В данном случае, как понимаем, перечень таких работ и их объемы контрактом определены. При наличии в контракте видов и объемов работ, предусмотренных пп. "б" п. 2 Постановления N 570, подрядчик обязан выполнять их самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика (письмо Минфина России от 25.07.2020 N 24-01-07/54823, письмо Минфина России от 26.03.2020 N 24-03-07/24021).
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил определения размера штрафа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Напомним, что в случае неисполнения и ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, контракт может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или на основании решения суда*(2). Однако окончательно вопрос о правомерности расторжения упомянутого в вопросе контракта может решить только суд, учитывая конкретные обстоятельства дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
11 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В правоприменительной практике также представлен подход, в соответствии с которым в целях соблюдения требования ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО должен устанавливаться в конкретном значении, а не с формулировкой "не менее" той или иной процентной величины от цены контракта. Такого мнения зачастую придерживаются представители Федеральной антимонопольной службы (смотрите, например, постановление ФАС России от 18.11.2016 NК-1703/15/АК910-16, решение ФАС России от 10.03.2015 N К-167/15). Оно находит поддержку и среди судей (постановления АС Дальневосточного округа от 14.06.2016 N Ф03-1859/16 (определением Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 303-КГ16-12778 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано), Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 N 04АП-4896/16).
*(2) Об основаниях и порядке расторжения контрактов смотрите в материалах: Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ;Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ по решению суда; Энциклопедия решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним