Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

07.10.2020
ВОПРОС:
Согласно п. 3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19" работодателям нужно обеспечить информирование работников, выезжающих из Российской Федерации, о необходимости лабораторных исследований на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прибытия работника на территорию Российской Федерации.
При направлении в командировку в Республику Беларусь работодатель уведомил работника о необходимости лабораторных исследований на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прибытия работника на территорию Российской Федерации. По возвращении из командировки работник сдал необходимый анализ на COVID-19. Результата анализа будут готовы через три дня.
1. Когда работодателю следует допустить работника к работе: сразу по возвращении из командировки, не дожидаясь результатов анализа, или после лабораторных исследований на COVID-19, с готовым результатом анализа? В случае если допустить работника к работе следует после лабораторных исследований на COVID-19 с готовым результатом анализа, как нужно табелировать работника и оплачивать дни, необходимые для лабораторных исследований на COVID-19? Какая ответственность предусмотрена в случае, если работодатель допустит работника к работе, не дожидаясь результатов анализа на COVID-19?
2. Распространяется ли указанная норма о необходимости лабораторных исследований на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прибытия работника на территорию Российской Федерации на водителей автомобильных международных грузовых перевозок, имеющих разъездной характер работы (не командировки), которые при исполнении своих служебных обязанностей пересекают границу Российской Федерации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Работодатель не вправе отстранять от работы (не допускать к работе) работников, вернувшихся из заграничных командировок воздушным транспортом, до прохождения ими исследований на COVID-19 и (или) получения результатов исследований.
2. Водители при совершении служебных поездок за пределы территории Российской Федерации не должны проходить исследование на COVID-19 при прибытии на территорию РФ.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" в редакции постановления Главного государственного санитарного врача России от 07.07.2020 N 18) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию РФ воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), необходимо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию РФ пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). Пунктом 3.1 указанного Постановления предусмотрено, что работодатели должны обеспечить информирование работников, выезжающих из Российской Федерации, о необходимости лабораторных исследований на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прибытия работника на территорию Российской Федерации.
Ни указанное Постановление, ни другие действующие в настоящее время нормативные акты не упоминают о необходимости проходить исследование на COVID-19 по прибытии на территорию РФ гражданами Российской Федерации в случае использования ими других видов транспорта, в частности, автомобильного. Поэтому если работник, направленный в командировку в Республику Белорусь, возвращается обратно к месту работы не на самолете, проходить исследование на COVID-19 в течение трех дней со дня прибытия в Россию, он не должен. Аналогичный вывод, по нашему мнению, следует сделать и в отношении водителей, пересекающих границу Российской Федерации при совершении международных автомобильных грузовых перевозок.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не только в случаях, перечисленных в этой норме, но и в ситуациях, предусмотренных другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, на основании п. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" временному отстранению подлежат лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, на котором они заняты, или выполняемой ими работой, при невозможности их перевода на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Отстранение этих лиц осуществляется на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей. За время такого отстранения этим работникам выплачивается пособие по социальному страхованию.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) одним из случаев обеспечения застрахованного лица пособием по временной нетрудоспособности является карантин. Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином (ч. 6 ст. 6 Закона N 255-ФЗ). Однако, как мы поняли из вопроса, в данном случае речь не идет о таких случаях.
В настоящее время правила о том, что работники после возвращения из-за границы на территорию нашего государства (в том числе из мест, куда они были направлены в командировку) не допускаются к работе (отсраняются от работы) до проведения лабораторных исследований на COVID-19 методом ПЦР и получения результатов такого исследования, ни в одном нормативном правовом акте РФ не содержится.
Ссылаясь на абзац седьмой части первой ст. 88 ТК РФ, специалисты Роструда по вопросу о правомерности требований работодателя к работникам предоставить справку, подтверждающую отрицательный результат исследования на COVID-19, отмечают, что работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции. В целях определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний работодатель обязан обладать информацией о состоянии здоровья работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта, в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружения, лечебно-профилактических и детских учреждениях. В этой связи при приеме на работу с определенной спецификой претендент обязан пройти предварительное медицинское обследование и представить документ о состоянии здоровья и с последующими периодическими медицинскими обследованиями (статьи 65, 69 и 213 ТК РФ). Таким образом, работодатель не вправе требовать от работника прохождения теста на коронавирус, если таковой не является обязательным элементом медицинского осмотра (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4, вопрос 5, вопрос 6, вопрос 7, вопрос 8 и т.д., размещенные на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
В п. 14 постановления Правительства Вологодской области от 16.03.2020 N 229 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Вологодской области" содержатся рекомендации работодателям, осуществляющим деятельность на территории Вологодской области, в частности они касаются ограничения командировок работников за пределы Вологодской области, Российской Федерации, а также информирования работников о необходимости воздержаться от выезда за рубеж при планировании отпусков. Постановлением Правительства Вологодской области от 27.07.2020 N 847 были внесены изменения в постановление N 229, согласно которым лица, вернувшиеся в Российскую Федерацию, обязанные выполнять условия по изоляции в домашних условиях или в условиях обсерватора, до момента выздоровления и получения отрицательных результатов исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции, обязаны были соблюдать режим самоизоляции (п. 6 Постановления N 229). Работодателям было рекомендовано принять меры по обеспечению соблюдения режима самоизоляции на дому работниками, вернувшимися из зарубежных поездок, на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (п. 14 Постановления). Однако с 03.08.2020 эти положения утратили силу в связи с внесением в Постановление N 229 изменений постановлением Правительства Вологодской области от 03.08.2020 N 907.
Таким образом, работодатель не вправе отстранять (не допускать) работников к работе после их возвращения из командировок воздушным транспортом из-за рубежа на территорию Российской Федерации до прохождения ими исследований на COVID-19 и получения результатов исследований. Работодатель, выполнивший обязанность по информированию таких работников о том, что им необходимо пройти исследования на COVID-19 в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, не имеет правовых оснований требовать от них предъявления справок, подтверждающих прохождение указанного исследования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

17 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики