Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
07.10.2020
- Какие ограничения или запреты необходимо установить заказчику при размещении закупки на оказание услуг по модернизации центра обработки данных региональной медицинской информационной системы?
Для оказания данного вида услуг исполнитель должен будет установить на имеющемся у заказчика оборудовании совместимое оборудование и программное средство виртуализации и хранения данных, внедрить в работу и провести испытания модернизированной инфраструктуры (коды ОКПД 2: 63.99; 62.01; 26.20; 26.30).
Нужно ли применять типовой контракт в данном случае?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Применение ограничения и запрета на допуск к закупкам для государственных и муниципальных нужд радиоэлектронного оборудования и программного обеспечения в описанном случае зависит от технических аспектов. Условия допуска компьютеров и периферийного оборудования применяются при закупке таких товаров в том случае, если предварительно не были применены ограничения.
Возможность приобретения всех перечисленных в вопросе товаров и услуг в рамках одной закупки представляется сомнительной.
Типового контракта или типовых контрактов для закупки перечисленных в вопросе товаров и услуг не предусмотрено.
Обоснование позиции:
Прежде отметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Причем в данной норме указывается, что такими нормативными правовыми актами Правительства РФ могут быть предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запрета или ограничений.
В свою очередь, ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Отсюда следует вывод, что в отношении одних и тех же товаров, работ, услуг могут быть установлены либо запрет, либо ограничения допуска к закупкам для государственных и муниципальных нужд, но не их сочетание, а установление запрета исключает установление особых условий допуска к таким закупкам (аналогичная точка зрения о невозможности применения условий допуска для целей осуществления закупок товаров, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет, содержится в п. 2 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).
Далее заметим, что постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 признано утратившим силу с 1 сентября 2019 года п. 9 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Среди же действующих в настоящее время и перечисленных в вопросе нормативных правовых актов указанные в вопросе коды ОКПД 2 упоминаются только в утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878) Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой установлены ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень)*(1). Ограничение на допуск иностранной радиоэлектронной продукции, предусмотренное Постановлением N 878, не устанавливается, если в едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции (п. 4 Постановления N 878). Невозможность применения ограничения, определяемая описанными выше исключениями, должна быть обоснована заказчиком (п. 5 Постановления N 878).
Указанный Перечень содержит указание на товары по коду ОКПД 2 "26" - "оборудование компьютерное, электронное и оптическое" с оговоркой: "за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1746 (далее - Постановление N 1746) установлен запрет на допуск сроком на 2 года". Указанный запрет распространяется на все закупки, извещения об осуществлении которых размещаются в единой информационной системе в сфере закупок и (или) приглашения принять участие в которых (при осуществлении закрытым способом) направляются до вступления в силу Постановления N 1746 (п. 4 Постановления N 1746).
Соответственно, применение ограничения и запрета на допуск к закупкам для государственных и муниципальных нужд радоэлектронного оборудования в описанном случае зависит от технических аспектов - состава приобретаемого оборудования в части компьютеров и их периферийного оборудования и его характеристик. Если в состав оборудования входят устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных, определяемые кодом 26.20.2, то они должны закупаться отдельно, и при их закупке устанавливается запрет на допуск товаров иностранного производства. В отношении же прочего оборудования должно применяться ограничение, предусмотренное Постановлением N 878, кроме случаев, когда в едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу и (или) функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам, что и планируемое к закупке.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения (далее - ПО), происходящего из иностранных государств. Согласно п. 2 Постановления N 1236 установленный этим постановлением запрет распространяется на допуск ПО для ЭВМ и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое ПО и прав использования такого ПО для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд*(2), за исключением случаев, когда в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу и тем же функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам, что и планируемое к закупке. По смыслу п. 1 Постановления N 1236 наличие исключений и, соответственно, невозможность применения запрета на допуск иностранного ПО также должно быть обосновано заказчиком.
Как видим, и в этом случае применение запрета зависит от технических аспектов.
Согласно п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) под действие этого Приказа подпадают закупки товаров, перечисленных в Приложении к нему; в Приложении содержатся в том числе код ОКПД 2 26.2, с оговоркой об исключении вышеуказанного кода 26.20.2 и кода 26.20.9 "Услуги по производству компьютеров и периферийного оборудования; отдельные операции процесса производства компьютеров и периферийного оборудования, выполняемые субподрядчиком", а также код 62.01.2 "Оригиналы программного обеспечения".
В данном случае возникает "конкуренция" между применением ограничения, предусмотренного Постановлением N 878, и условиями допуска, предусмотренными Приказом N 126н. На наш взгляд, противоречие снимается разницей в существе установленных ограничений и условий допуска:
Ограничение выражается в обязанности заказчика отклонить все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, включенной в Перечень, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр и не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 3 Постановления N 878).
Условия же допуска, предусмотренные Приказом N 126н, выражаются в установлении ценовых преимуществ для продукции российского и евразийского производства в размере 15% при сопоставлении заявок (окончательных предложений) или при заключении контракта (п.п. 1.1-1.3 Приказа N 126н).
Соответственно, условия допуска, предусмотренные Приказом N 126н, могут применяться только в том случае, если при проведении определения поставщика, подрядчика, исполнителя не были применены по каким-либо причинам, ограничения, предусмотренные Постановлением N 878.
В связи с этим обращаем внимание, что в ряде нормативных правовых актов Правительства РФ, устанавливающих аналогичные ограничения на допуск той или иной продукции к допуску в закупкам для государственных и муниципальных нужд, прямо указывается на применение условий допуска, предусмотренных Приказом N 126н, в случае, если заявки, подлежащие в силу применения ограничений отклонению, фактически не отклоняются (п. 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617). Постановление N 878 аналогичных указаний не содержит, однако такой порядок применения нормативных правовых актов логически следует из изложенных выше принципов.
Вместе с тем официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос, нам найти не удалось, сказанное является нашим экспертным мнением.
Обратим внимание, что в силу п. 7 Постановления N 878 для целей применения установленного этим Постановлением ограничения не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в Перечень и не включенная в него, равно как и в силу п. 3 Приказа N 126н не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении к этому Приказу и не указанные в нем. Соответственно, возможность приобретения всех перечисленных в вопросе товаров и услуг в рамках одной закупки представляется сомнительной.
Типового контракта или типовых контрактов для закупки перечисленных в вопросе товаров и услуг не предусмотрено. С полным перечнем типовых контрактов можно ознакомиться по этой ссылке: Приложение к Энциклопедии решений. Госзаказ. Заключение государственного (муниципального) контракта. Подборка документов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
18 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ограничения допуска, установленные этим Постановлением, действуют до 1 сентября 2021 года (абзац третий п. 13 Постановления N 878).
*(2) Для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под ПО понимается ПО и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств, перечисленных в пункте 2.1 этого документа.
*(3) С полным перечнем типовых контрактов можно ознакомиться по этой ссылке: Приложение к Энциклопедии решений. Госзаказ. Заключение государственного (муниципального) контракта. Подборка документов.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним