Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
14.10.2020
- Работнику бюджетного учреждения, подведомственного администрации муниципального образования Республики Саха (Якутия), предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.10.2020 по 31.10.2020. Работника необходимо направить в служебную командировку из г. Москвы предположительно в г. Якутск. В учреждении отсутствует локальный нормативный акт, регулирующий вопросы нахождения работников в командировке.
Когда должен быть осуществлен выезд работника к месту командировки: 31.10.2020 или 01.11.2020? Оплачивается ли проезд работнику, направленному в командировку в обе стороны (г. Москва - г. Якутск; г. Якутск - место жительства/место работы работника)? Возможно ли бронирование работником гостиничного номера для проживания во время нахождения в командировке абсолютно любой стоимости или существуют какие-либо ограничения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выезд работника к месту служебной командировки может быть осуществлен как 31.10.2020 (в случае согласия работника на отзыв из отпуска), так и 01.11.2020.
Законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя оплачивать работнику проезд из места проведения отпуска к месту командирования по маршруту г. Москва - г. Якутск (в том числе и в случае отзыва работника из отпуска в целях направления его в командировку). Работодатель обязан возместить работнику расходы по проезду от места командировки к месту постоянной работы (г. Якутск - место работы).
В рассматриваемой ситуации ограничения по стоимости бронирования работниками гостиничных номеров в нормативных актах муниципального образования не установлены. Во избежание вопросов, связанных с возмещением командировочных расходов, представляется целесообразным, в силу ст. 168 ТК РФ, бюджетному учреждению разработать и согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с частью первой ст. 166 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) служебная командировка (далее - командировка) является поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом согласно п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, далее - Положение) в целях этого Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором.
Понятие проезда применительно к направлению работника в командировку ТК РФ не раскрывает. Однако из п.п. 4 и 12 Положения можно сделать вывод о том, что под проездом в этом контексте следует понимать перемещение работника тем или иным видом транспорта от места постоянной работы к месту командировки и обратно. Следовательно, проезд работника к месту командировки от места проведения отпуска, не совпадающего с местом постоянной работы, не является выездом в командировку в том смысле, который придают этому понятию нормы Положения.
Вместе с тем изложенное не свидетельствует о принципиальной невозможности отправления работника к месту командировки не от места постоянной работы, так как трудовое законодательство не содержит безусловного запрета на такое командирование работников.
В связи с этим напомним, что в силу ст.ст. 106, 107 ТК РФ отпуск относится ко времени отдыха работника - времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Соответственно, поскольку время отпуска работник вправе использовать по своему усмотрению, работодатель не вправе обязать работника отправиться к месту командировки из населенного пункта, пребывание в котором сотрудника не связано с исполнением им своих трудовых обязанностей. Иными словами, работник не может быть направлен в командировку в период своего отпуска.
В то же время трудовое законодательство предусматривает возможность отозвать работника из отпуска (часть вторая ст. 125 ТК РФ)*(1). Главное условие отзыва - согласие работника*(2). При этом необходимо учитывать, что некоторые категории работников не подлежат отзыву из отпуска, даже если они согласны выйти на работу. Это сотрудники в возрасте до 18 лет, беременные женщины и работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть третья ст. 125 ТК РФ)*(3).
Таким образом, при направлении работника в командировку 31.10.2020, то есть в последний день ежегодного отпуска, он должен быть предварительно отозван из отпуска, при условии, что работник согласен на это и не относится к категориям работников, которые не могут быть отозваны из отпуска. Указанные действия не потребуются, если работодатель примет решение направить работника в командировку 01.11.2020, поскольку к этой дате, как следует из вопроса, ежегодный отпуск работника будет окончен.
В силу ст. 167 и ст. 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, в частности, расходов по проезду. Из п. 12 Положения следует, что работодатель оплачивает расходы по проезду в командировку и обратно к месту постоянной работы. Такие расходы подтверждаются проездными документами (п. 26 Положения).
Анализ приведенных норм показывает, что возмещение сотруднику расходов по проезду является не правом, а обязанностью работодателя. При этом ни ТК РФ, ни иными положениями действующего законодательства РФ не предусмотрено норм, устанавливающих обязанность возмещения работодателем стоимости проезда от места проведения отпуска к месту служебной командировки (в том числе и в случае отзыва работника из отпуска в целях направления его в командировку). Следовательно, если работник по окончании отпуска едет в командировку, не возвращаясь к месту постоянной работы, у работодателя нет прямой обязанности возмещать ему эти расходы.
В свою очередь, расходы на проезд с места командировки (г. Якутск) до места работы (не жительства), подлежат компенсации работодателем в силу части первой ст. 168, п. 4, п. 12 Положения.
Однако, по нашему мнению, в приведенной ситуации необходимо учитывать, что при служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и действует исключительно в интересах организации. Учитывая, что работодатель в любом случае обязан будет возместить расходы работника по проезду от места командирования к месту постоянной работы, полагаем, в приведенной ситуации было бы справедливо компенсировать сотруднику расходы по оплате проезда из места проведения отпуска к месту командировки*(4).
Следует отметить, что к расходам, непосредственно связанным с командировкой, которые работодатель обязан возмещать работнику, относятся также расходы по найму жилого помещения (часть первая ст. 168 ТК РФ). На основании п. 14, п. 11 Положения расходы по бронированию и найму жилого помещения на территории Российской Федерации возмещаются работникам в порядке и размерах, которые определяются в соответствии с положениями ст. 168 ТК РФ. Так, согласно указанной статье порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам муниципальных учреждений определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как видим, законом общие для всех предельные нормы возмещения командировочных расходов, в том числе по бронированию жилого помещения, не установлены. По информации, имеющейся в открытом доступе, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, на уровне муниципального образования Республики Саха (Якутия) не найдены. Как следует из вопроса, в бюджетном учреждении также отсутствуют нормативные правила, регулирующие порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками*(5).
Таким образом, в отсутствие правового регулирования рассматриваемого вопроса на муниципальном уровне говорить об ограничениях по стоимости бронирования сотрудниками гостиничных номеров не приходится. В рассматриваемом случае, полагаем, применение каких-либо ограничений по сумме возмещения работнику расходов на бронирование места возможно только в случае, если соответствующие нормы будут установлены нормативно-правовым актом органа местного самоуправления. До этого момента, на наш взгляд, представляется целесообразным бюджетному учреждению разработать и согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками. При этом за основу указанного акта может быть взято постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Странцова Наталья
Ответ прошел контроль качества
24 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С порядком оформления переноса неиспользованной в связи с отзывом части отпуска можно ознакомиться в материале:
- Энциклопедия решений. Оформление переноса и продления ежегодного оплачиваемого отпуска.
*(2) Работник независимо от причины своего нежелания выходить на работу досрочно имеет право не выполнять подобное распоряжение руководства, при этом его поведение не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Таким образом, если сотрудник против, работодатель не может заставить его вернуться к исполнению трудовых обязанностей до окончания срока отпуска.
*(3) Исключений из этого правила закон не предусматривает.
*(4) Обращаем внимание, что высказанная позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с мнением контролирующих органов или позицией суда при возникновении спора.
*(5) Действовавшая до 2 апреля 2014 года редакция части второй ст. 168 ТК РФ предусматривала право всех работодателей определять порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировкой, в коллективном договоре или локальном нормативном акте; однако в настоящее время такого права у работодателей - муниципальных учреждений нет в связи с внесением изменений в ст. 168 ТК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 55-ФЗ.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним