Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

23.10.2020
ВОПРОС:
Между турагентом и туристом по поручению оператора на основании агентского договора заключен договор о реализации туристского продукта. В соответствии с условиями договора турагент оказывает услуги по бронированию и оплате услуг, входящих в туристский продукт. В соответствии с договором обязанность турагента реализовать туристский продукт туристу возникает в момент подтверждения заявки на бронирование оператором. Турист оплатил путевку полностью агенту. Перечислил агент деньги оператору или нет - не известно. Заявка на бронирование оператором не подтверждена, она подтверждена только агентом. Агент направил туристу письмо о том, что тур не состоится и просит денежные средства "законсервировать" на 2021 год. Турист не желает что-либо консервировать, хочет вернуть свои деньги.
Имеет ли право на возврат своих денег турист? К кому турист должен обратиться с требованием вернуть деньги?
ОТВЕТ:

Турист вправе вернуть уплаченные по договору о реализации туристского продукта денежные средства. Требование (претензию) о возврате денежных средств целесообразно направить турагенту и туроператору.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Применительно к отношениям по реализации турпродукта названные условия, кроме общих положений гражданского законодательства, предусмотрены специальными нормами законодательства о туристской деятельности, защите прав потребителей, возмездном оказании услуг.
Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" (далее - Закон N 132-ФЗ) договор о реализации турпродукта должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Это, в частности, означает, что между туристом и турагентом (туроператором) возникают правоотношения, регулируемые Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (смотрите п. 1 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел", п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.06.2012 N 17).
В соответствии с абзацем 3 ст. 9 Закона N 132-ФЗ туроператор несет ответственность перед туристом (заказчиком) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (далее - Закон N 2300-1), за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
С учетом положений п. 22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452) на исполнителя в соответствии с Законом N 2300-1, в частности, возложена ответственность за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта.
Принимая во внимание, что в названном случае исполнитель в одностороннем порядке отказался от исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, сообщив об аннулировании тура (причины не связаны с непреодолимой силой или виной потребителя), потребитель вправе, руководствуясь положениями п. 1 ст. 28 Закона N 2300-1, отказаться от договора и потребовать возврата уплаченных денежных средств в срок, предусмотренный п. 1 ст. 31 упомянутого закона.
В случае нарушения срока удовлетворения указанного требования, в силу п. 3 ст. 31 Закона N 2300-1, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона.
В указанном случае полагаем целесообразным направить требование (претензию) о возврате уплаченных денежных средств в связи с отказом от договора туроператору и турагенту.
Следует учитывать, что при отказе в удовлетворении требований необходимо обратиться в суд за принудительным взысканием денежных средств, неустойки, штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1, судебных расходов и компенсацией морального вреда (касательно данной ситуации для примера смотрите Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2017 г. по делу N 33-32015/2017).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

2 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики