Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

23.10.2020
ВОПРОС:
Работник обратился в суд с иском по выплате заработной платы за сверхурочную работу. Ранее он обратился в ГИТ с аналогичным заявлением, и по результатам проверки учреждение обязали выплатить плату за сверхурочную работу. Работодатель оспаривает предписание ГИТ.
Вправе ли работник повторно требовать оплату в суде?
ОТВЕТ:

В соответствии с абзацем 1 части 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу приведенных норм государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), а также споры между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.ст. 381-397 ТК РФ.
Под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ). Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ). Государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьями 353, 356, 357 ТК РФ на нее возложены лишь функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. На это обращено внимание в постановлении Верховного Суда РФ от 18 января 2019 г. N 19-АД18-32. Обратите внимание также на апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13 декабря 2016 г. по делу N 33-9782/2016, апелляционное определение СК по административным делам Ульяновского областного суда от 10 апреля 2018 г. по делу N 33а-1535/2018, решение Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 29 октября 2019 г. по делу N 2а-4613/2019.
В рассматриваемой ситуации между работником и работодателем возникли разногласия по поводу оплаты сверхурочной работы, которые не были урегулированы сторонами трудового договора. То есть возникла конфликтная ситуация, обладающая признаками индивидуального трудового спора, подлежащая разрешению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Обжалование работодателем предписания государственной инспекции труда не может умалять право работника на судебную защиту его прав, гарантированное государством. К тому же трудовое законодательство устанавливает сокращенные сроки для обращения в суд по трудовым спорам: три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ).
Подчеркнем, что работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством обжалования действий работодателя в государственную инспекцию труда (ст. 352 ТК РФ). При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания. Однако использование работником дополнительного способа защиты его прав путем обращения в государственную инспекцию труда не исключает и не лишает его возможности своевременного обращения с иском в суд.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

1 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики