Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
26.10.2020
- Отдел кадров в должностной инструкции главного бухгалтера федерального государственного унитарного предприятия указал обязательность знания законодательства об аудиторской деятельности и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). При этом на предприятии консолидированная отчетность не составляется, предприятие не оказывает аудиторские услуги, внешнеэкономической деятельностью не занимается, акции его не котируются. Главный бухгалтер отказался подписать такую должностную инструкцию, так как считает эти требования излишними.
Правомерно ли установление данного требования отделом кадров? Обязательно ли применение профессионального стандарта "Бухгалтер"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применение профессионального стандарта "Бухгалтер" в отношении работника, занимающего должность главного бухгалтера федерального государственного унитарного предприятия, в части требований к квалификации не является обязательным. Если трудовая функция работника не связана с применением международных стандартов финансовой отчетности и законодательства об аудиторской деятельности, включать в должностную инструкцию знание соответствующих стандартов и законодательства вовсе не обязательно.
Обоснование вывода:
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.02.2019 N 103н утвержден профессиональный стандарт "Бухгалтер" (далее - профстандарт).
По смыслу законодательства применение профстандарта в отношении бухгалтера и главного бухгалтера государственного унитарного предприятия в части требований к квалификации не является обязательным. Профессиональные стандарты обязательны к применению в части требований к квалификации лишь в тех случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть первая ст. 195.3 ТК РФ). Кроме того, профессиональные стандарты наряду с квалификационными справочниками применяются для определения соответствия наименования должностей, профессий или специальностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в таких стандартах или справочниках, в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ). В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер*(1). Причем сами приказы об утверждении профстандартов не могут рассматриваться в качестве документов, обуславливающих необходимость применения этих профстандартов*(2).
Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров и иных должностных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений*(3), главных бухгалтеров организаторов торгов*(4), главных бухгалтеров операторов платежных систем*(5), главных бухгалтеров клиринговых организаций*(6) и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Требований к уровню образования и стажу работы бухгалтеров, главных бухгалтеров унитарных предприятий в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по указанным должностям. Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 ТК РФ, обеспечение соответствия уровня квалификации таких работников требованиям профстандарта не является обязательным.
Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ, предусматривающей право Правительства РФ устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности или муниципальной собственности, принято постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (далее - Постановление N 584). Это постановление устанавливает поэтапный порядок применения указанными выше категориями работодателей, в том числе унитарными предприятиями, профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. В то же время Постановление N 584 не предусматривает для государственных унитарных предприятий никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.
Итак, в иных случаях (не предусмотренных частью первой ст. 195.3 и частью второй ст. 57 ТК РФ) требования профессиональных стандартов носят лишь рекомендательный характер и могут использоваться работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации лица, занимающего определенную должность*(7). В Рекомендациях по применению профессиональных стандартов в организации (разработаны ФГБУ ВНИИ труда Минтруда РФ) (по состоянию на 26.07.2018) (смотрите п. 10) также указывается, что в случаях, не предусмотренных частью первой ст. 195.3 и частью второй ст. 57 ТК РФ, требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. В силу части первой ст. 195.3 ТК РФ под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Следовательно, требования п. 3.3 профстандарта в разделе "Необходимые знания" также относятся к требованиям к квалификации. Вместе с тем по смыслу п. 10 Рекомендаций, п. 9 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 требования данного раздела применяются лишь в качестве основы и с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций. Следовательно, если трудовая функция работника не связана с применением международных стандартов финансовой отчетности и законодательства об аудиторской деятельности, включать в должностную инструкцию знание соответствующих стандартов и законодательства вовсе не обязательно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Ответ прошел контроль качества
14 октября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253.
*(2) Пункт 9.2 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации.
*(3) Часть 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(4) Пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах".
*(5) Пункт 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
*(6) Пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
*(7) Пункт 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минтруда РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним