Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

29.10.2020
ВОПРОС:
В медицинское детское учреждение по контракту поставки моющих средств поступила моющая продукция согласно заявке. Один продукт - детское жидкое мыло - вызвал при приемке товара сомнение в соответствии спецификации контракта. Согласно контракту детское жидкое мыло должно быть предназначено для детей с первых дней жизни, быть гипоаллергенным и т.д. Однако в свидетельстве о государственной регистрации Таможенного союза продукция значится под наименованием "Славянка" - жидкое мыло детское календула, а на упаковке самого мыла слова "Славянка" нет, имеется только наименование "жидкое мыло детское календула". Также отсутствует указание как в свидетельстве о государственной регистрации продукции, так и на упаковке мыла, что данное мыло предназначено для детей с нуля лет. Изготовитель, указанный на упаковке, соответствует свидетельству. Приемной комиссией учреждения был составлен акт о несоответствии товара, на что поставщик ответил, что согласно с требованиями ТР ТС 009/2011 продукция соответствует спецификации контракта и что указание полного наименования продукции на этикетке не обязательно, так же как и указание на возможность использования этого мыла детьми с нуля лет.
Верна ли позиция поставщика? Должно ли на этикетке товара быть указано такое же наименование, как и в свидетельстве о государственной регистрации, или возможно только частичное указание? Должно ли быть в свидетельстве о государственной регистрации продукции указано, что детское мыло подходит для новорожденных детей?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В случаях, когда у парфюмерно-косметической продукции, помимо наименования, имеется также название, присвоенное изготовителем, информация о таком названии указывается как в свидетельстве о государственной регистрации продукции, так и на этикетке (ярлыке и т.д.). Однако, является ли в рассматриваемом случае отсутствие на этикетке информации о названии жидкого мыла основанием для отказа в приемке товара (предъявления требований, вытекающих из несоответствия товара условиям контракта), возможно определить только с учетом фактических обстоятельств (в том числе исходя из толкования условий контракта, заключенного сторонами).
Указание в отношении парфюмерно-косметической продукции о ее предназначенности для новорожденных детей не является обязательным. Маркировка товара может содержать информацию об ограничениях в отношении использования для детей в возрасте до трех лет.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Пунктом 1 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), участником которого является Российская Федерация, определено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) принимаются технические регламенты Союза.
В настоящее время в отношении парфюмерно-косметической продукции в ЕАЭС действует Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011) (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799, далее - Регламент).
Требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции изложены в п. 9 ст. 5 Регламента.
Согласно пп. 9.1 п. 9 ст. 5 Регламента маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5.
Перечень информации, которую должна содержать маркировка парфюмерно-косметической продукции, содержится в пп. 9.2 п. 9 ст. 5 Регламента. В частности, такая информация должна включать в себя наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции; назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции; косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке.
В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 Регламента под названием парфюмерно-косметической продукции понимается словесное и/или цифровое обозначение изделия, присвоенное ему изготовителем, а под наименованием соответствующей продукции - обозначение вида однородной парфюмерно-косметической продукции (зубная паста, лосьон, духи, крем и т.п.).
Свидетельство о государственной регистрации выдается в отношении одного или нескольких названий парфюмерно-косметической продукции одного наименования и действует до внесения в это название и (или) рецептуру изменений, приводящих к изменениям показателей безопасности (п. 4 ст. 6 Регламента).
Также из пп. "г" п. 21 Правил оформления свидетельства о государственной регистрации продукции (утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 N 80, далее - Правила оформления свидетельства) следует, что в свидетельстве о государственной регистрации продукции, подтверждающем соответствие продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС, указывается как наименование продукции, так и ее название (при наличии).
То есть если, помимо наименования, у парфюмерно-косметической продукции имеется название, присвоенное ей изготовителем (например, "Славянка" в отношении жидкого мыла), информация об этом названии должна содержаться как в свидетельстве о государственной регистрации продукции, так и на этикетке (потребительской таре и т.д.).
Вместе с тем из вопроса не усматривается, что в рассматриваемом случае в контракте содержатся требование о поставке парфюмерно-косметической продукции с конкретным названием. Если указанный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), то можно отметить, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки, которое приводится в документации о закупке, не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Ни из Регламента, ни из Правил оформления свидетельства не следует, что в свидетельстве о государственной регистрации парфюмерно-косметической продукции (ее отдельных видов) должна содержаться информация о том, что продукция предназначена для новорожденных детей. Анализируя приложения 3 и 4 к Регламенту, можно прийти к выводу о том, что в отношении ряда веществ (консервантов), входящих в состав парфюмерно-косметической продукции, маркировка должна содержать указание на ограничение в отношении использования для детей в возрасте до трех лет. Как следствие, если в составе жидкого мыла не содержатся такие элементы и не установлены соответствующие им ограничения (что должно быть отражено в маркировке), то, на наш взгляд, нет оснований полагать, что эта продукция не предназначена для новорожденных.
В заключение заметим, что сделать определенный вывод о соответствии или несоответствии поставленной продукции условиям контракта можно только исходя из фактических обстоятельств, толкования условий контракта, анализа свойств поставленного товара.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

12 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики