Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

30.10.2020
ВОПРОС:
Организация понесла расходы на публикацию в специализированном онлайн-издании статьи о награждении ее руководителя почетной грамотой.
Как в бухгалтерском учете отразить данные расходы?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы, не связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются в составе прочих расходов, т.е. на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Вместе с тем расходы на публикацию статьи в специализированном онлайн-издании могут рассматриваться в качестве рекламных расходов или расходов на поддержание имиджа предприятия и могут отражаться на счете 44 "Расходы на продажу".
Однако окончательное решение о квалификации расходов следует принимать, ориентируясь на содержание статьи.

Обоснование позиции:
В силу п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 формируют:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
Очевидно, что указанные в вопросе расходы не связаны с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, а также не возникают непосредственно в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Поэтому на основании п.п. 4, 5, 12 ПБУ 10/99 можно сделать вывод, что расходы на публикацию в специализированном онлайн-издании статьи о награждении ее руководителя почетной грамотой следует учесть в составе прочих расходов, т.е. на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Такое мнение представлено, например, в материале: Вопрос: Компания организовала проведение пресс-конференции прежде всего для демонстрации нового вида продукции. В СМИ была опубликована информация об этом мероприятии. Как учесть расходы на проведение пресс-конференции и рекламу в СМИ? ("Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2010 г.)
Вместе с тем, как видно из п. 7 ПБУ 10/99, в составе расходов по обычным видам деятельности учитываются и коммерческие расходы. Исходя из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), коммерческие расходы (перечень открыт), включая затраты на рекламу, учитываются по дебету счета 44 "Расходы на продажу". Причем учесть такие расходы на счете 44 могут и организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность.
Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) определяет, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В свою очередь, п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ предусматривает, что под объектами рекламирования понимаются, в частности, товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как определено ст. 16 Закона N 38-ФЗ, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Как мы поняли, в данном случае статья с информацией о награждении директора размещена в узкоспециализированном журнале, не специализирующемся на материалах рекламного характера. В этой связи не исключается спорность признания расходов при налогообложении (смотрите материал: Вопрос: Журнал не относится к периодическому печатному изданию рекламного характера (рекламная информация в нем не превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания). В данном журнале ООО была размещена информация об обществе и выпускаемой им продукции без пометки "реклама". Затем ООО выкупило пять журналов (без НДС) и подарило покупателям. Должно ли общество начислить НДС с безвозмездной передачи? Если да, то какую налоговую ставку при этом следует применить (10% или 18%)? Можно ли отнести расходы на размещение информации рекламного характера без пометки "реклама" к нормируемым рекламным расходам, а размещение статьи - к прочим расходам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.)).
Однако, на наш взгляд, даже при отсутствии такой пометки расходы не перестают быть рекламными для целей отражения в бухгалтерском учете.
Мы придерживаемся позиции, что косвенно информация о награждении руководителя организации может формировать и/или поддерживать интерес к предприятию, а также к выпускаемой (разрабатываемой) продукции, формировать благоприятный имидж организации.
В этой связи мы допускаем, что расходы на публикацию статьи в специализированном онлайн-издании могут рассматриваться в качестве рекламных расходов и отражаться на счете 44 "Расходы на продажу".
Разъяснениями уполномоченных органов, а также судебными решениями применительно к рассматриваемой ситуации мы не располагаем. В то же время нами обнаружены следующие материалы, косвенно свидетельствующие в пользу того, что расходы организации могут рассматриваться в качестве рекламных.
Так, в письме Минфина России от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201 в отношении расходов на публикацию в СМИ интервью руководителей банка финансовое ведомство разъяснило, что данные статьи к рекламным не относятся, поскольку не содержат пометку "на правах рекламы".
В свою очередь, в постановлении АС Волго-Вятского округа от 13.08.2014 N Ф01-2713/14 по делу N А38-4113/2013 суды пришли к выводу о том, что опубликованное в СМИ интервью директора организации по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам организации.
В связи с изложенным полагаем, что окончательное решение о квалификации расходов надо принимать, исходя из содержания статьи и положений Закона N 38-ФЗ.
Не исключаем также, что награждение директора грамотой, информация о котором опубликована, носит имиджевый характер (статья может иметь целью не только рекламу, возможно, она предназначена для того, чтобы поддержать деловую репутацию и укрепить имидж предприятия). В таком случае затраты организации на создание ее благоприятного имиджа также могут быть отражены в составе расходов по обычным видам деятельности с применением счета 44 "Расходы на продажу". Косвенно о связи рекламы и имиджа свидетельствует п. 7 письма УМНС по Московской области от 08.10.2004 N 04-27/164 (речь шла о налоговом учете).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

12 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики