Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

30.10.2020
ВОПРОС:
Какие журналы и графики нужно обязательно вести в продуктовых магазинах в связи с распространением коронавируса?
ОТВЕТ:

В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией (коронавирусная инфекции (COVID-19)) и в целях недопущения распространения заболевания на территории Российской Федерации необходимо обеспечить соблюдение мер предосторожности, а также проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий при оказании услуг торговли.
Роспотребнадзором были выпущены Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли (приложение к письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 г. N 02/7495-2020-32), а также Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 1 июня 2020 г.
Согласно данным нормативным актам в рамках профилактических мер рекомендуется осуществлять следующие действия:
- проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств перед открытием предприятия торговли;
- организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.);
- при измерении температуры тела контактными средствами измерения обеспечить обязательную дезинфекцию приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами;
- организация осмотров работников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией. Проведение термометрии не менее двух раз в день (утром и вечером);
- организация при входе на предприятие мест обработки рук сотрудников кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью дозаторов), или дезинфицирующими салфетками;
- оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования, местах приема пищи;
- обработка рук и/или перчаток кожными антисептиками продавцами, кассирами, работниками зала не реже, чем каждые два часа;
- обеспечение персонала запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, сменных фильтров - в соответствии с инструкцией) для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами;
- проведение ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажной уборки торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств;
- дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей, дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д.;
- использование для дезинфекции дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях;
- обеспечение не менее пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток;
- применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха;
- регулярное (каждые два часа) проветривание помещений (по возможности);
- при централизованном питании работников организация посещения столовой коллективами цехов, участков, отделов по утвержденному графику.
Исходя из анализа перечисленных выше действий, можно сформировать перечень журналов и графиков, которые могут быть в организации торговли:
- График проведения генеральной уборки;
- Журнал проведения ежедневной термометрии перед началом рабочей смены;
- Журнал проведения ежедневной термометрии после окончания рабочей смены;
- Журнал осмотра лиц с признаками инфекционных заболеваний;
- Журнал дезинфекции приборов для контактной термометрии;
- Журнал выдачи дезинфицирующих средств, мыла, антисептиков, дезинфицирующих салфеток и т.д.;
- График обработки рук и/или перчаток кожными антисептиками;
- График смены одноразовых (многоразовых) масок;
- График ежедневной уборки;
- График дезинфекции контактных поверхностей;
- График применения устройств для обеззараживания воздуха;
- График проветривание помещений;
- График посещения работниками столовой (при централизованном питании).
Обращаем внимание, что приведенный перечень является примерным. Ни рекомендации Роспотребнадзора, ни иные нормативно-правовые акты не содержат как самого единого унифицированного списка журналов и графиков в организациях торговли в условиях коронавирусной инфекции, так и, соответственно, требований к оформлению подобных данных журналов и графиков. Поэтому перечень может быть дополнен любыми необходимыми с точки зрения организации журналами и графиками.
По нашему мнению, разработать и вести данные документы можно в соответствии с правилами внутреннего документооборота организации с учетом положений раздела 3 ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2004-ст).
Наличие в организации торговли подобных журналов и графиков, на наш взгляд, позволит избежать ряда претензий во стороны контролирующих органов, в том числе и Роспотребнадзора. Вместе с тем обращаем внимание, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

13 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики