Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.10.2020
ВОПРОС:
Администрация муниципального образования на основании постановления администрации муниципального образования выделяет жидкое топливо, учтенное на счете 105.33, сторонней организации (ЗАО, МУП, ООО) для выработки электроэнергии с последующим возвратом. Речь идет о передаче имущества, а не о безвозмездном пользовании.
Как отразить передачу в бюджетном учете? Какими документами оформить? Необходимо ли на счетах бюджетного учета осуществлять контроль за задолженностью по возврату?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Безвозмездная передача материальных запасов коммерческой организации отражается с использованием счета 1 401 20 240 "Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера организациям" на основании распорядительного документа уполномоченного органа и первичного учетного документа. В случае с безвозмездной передачей материальных запасов таким документом может быть Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) или Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), если учреждение установит его применение для оформления безвозмездной передачи в рамках формирования учетной политики.
Безвозмездное получение материальных запасов от коммерческой организации отражается с использованием счета 1 401 10 190 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления" на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Задолженность по возврату переданных материальных запасов на счетах бухгалтерского учета не отражается. Администрации целесообразно назначить должностных лиц, ответственных за исполнением срока возврата переданных материальных запасов.

Обоснование вывода:
Прежде всего следует отметить, что в рамках данного вопроса мы не рассматриваем правомерность передачи имущества администрацией муниципального образования сторонней коммерческой организации.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации согласно постановлению осуществляется безвозмездная передача жидкого топлива коммерческой организации с условием последующего возврата аналогичного имущества.
В свою очередь, безвозмездная передача материальных запасов сторонней организации отражается по дебету счета 0 401 20 240 "Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера организациям" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (п. 26 Инструкции N 162н). При этом операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) относятся на подстатью 245 "Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство" КОСГУ (п. 10.4.5 Порядка N 209н).
Кроме того, материальные запасы, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (п. 28 Инструкции N 157н, п. 29 Стандарта "Запасы"). Изменение первоначальной (балансовой) стоимости запаса, предназначенного для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, осуществляется субъектом учета на основании документально подтвержденных данных об оценке его справедливой (рыночной) стоимости. Таким образом, для передачи жидкого топлива коммерческой организации администрации необходимо осуществить переоценку данных материальных запасов до их справедливой стоимости.
Безвозмездная передача материальных запасов осуществляется на основании распорядительного документа уполномоченного органа. В качестве первичного документа, которым оформляется безвозмездная передача материальных запасов от одного учреждения другому, может быть использована Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). Кроме того, согласно Приложению N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н учреждение вправе в рамках формирования учетной политики установить порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при безвозмездной передаче объектов нефинансовых активов (в частности материальных запасов).
Вместе с тем безвозмездное получение материальных запасов от сторонней коммерческой организации отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 190 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления" (п. 23 Инструкции N 162н). При этом безвозмездные неденежные поступления текущего характера в сектор государственного управления от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) относятся на подстатью 192 "Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)" КОСГУ (п. 9.9.2 Порядка N 209н).
Принятие к бухгалтерскому учету полученного (возвращенного) жидкого топлива осуществляется на основании первичных (сводных) учетных документов (п. 11 Стандарта "Запасы"). Для указанной цели может быть оформлен Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Данный ордер составляется учреждением при поступлении материальных ценностей, в том числе материальных запасов, и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения (п. 2 Приложения N 5 Приказа N 52н).
При этом материальные запасы, полученные в результате необменных операций, в том числе безвозмездно, отражаются в учете по текущей оценочной стоимости, признаваемой справедливой стоимостью данного актива (п. 22 федерального стандарта "Запасы", п. 25 Инструкции N 157н).
Оценочная стоимость определяется как сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи названных активов на дату принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости осуществляется на основе цены, действующей на дату принятия материальных ценностей к учету (оприходования) на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем. При определении текущей оценочной стоимости профильной комиссией учреждения могут использоваться данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
В случае если материальные запасы, полученные в результате необменной операции, не могут быть оценены по справедливой стоимости, оценка их первоначальной стоимости производится на основании данных об их стоимости, предоставленных передающей стороной (п. 22 Стандарта "Запасы").
Кроме того, учитывая, что в рассматриваемой ситуации речь идет о передаче имущества, а не о безвозмездном пользовании, то в данном случае оформляется выбытие материальных запасов без дополнительного отражения выбывшего имущества на забалансовых счетах. То есть контроль за безвозмездно переданным жидким топливом на счетах бюджетного учета не осуществляется. Вместе с тем в данной ситуации администрации целесообразно назначить должностных лиц, ответственных за исполнением срока возврата переданных материальных запасов.
Таким образом, в бюджетном учете администрации муниципального образования передача и поступление возвращенного жидкого топлива могут быть отражены следующими корреспонденциями:
1. Дебет 1 401 20 245 Кредит 1 105 33 443
- отражена безвозмездная передача жидкого топлива коммерческой нефинансовой организации;
2. Дебет 1 105 33 343 Кредит 1 401 10 192
- отражено безвозмездное поступление жидкого топлива от коммерческой организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

9 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики