Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

02.11.2020
ВОПРОС:
Благотворительный фонд предоставляет бюджетному учреждению пожертвование в форме оплаты товарно-материальных ценностей непосредственно поставщику. Процедура оформляется следующими договорами: договор купли-продажи, в котором сторонами выступают поставщик и бюджетное учреждение в качестве покупателя (в договоре указывается, что плательщиком является благотворительный фонд); договор о пожертвовании между фондом (благотворителем) и бюджетным учреждением (благополучателем), в котором предметом договора выступает благотворительное пожертвование в форме оплаты товарно-материальных ценностей в ассортименте и количестве согласно договору купли-продажи между поставщиком и бюджетным учреждением.
Нужно ли проводить закупку по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации упомянутый в вопросе договор купли-продажи должен быть заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обязанность оплатить товары по нему возникает именно у заказчика - бюджетного учреждения. Однако эта обязанность может быть исполнена за заказчика третьими лицами, в том числе благотворителем.

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных данным законом контрактов, к числу которых относятся гражданско-правовые договоры (контракты), заключаемые бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8.1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения, являясь заказчиками (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), по общему правилу осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, которой предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что под закупкой товара, работы, услуги в Законе N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершая заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Как мы ранее отметили, контракт, заключаемый бюджетным учреждением, является гражданско-правовым договором (п. 8.1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), и к нему применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
Сторонами в обязательстве, в том числе возникшем из договора, являются должник и кредитор (п.п. 1, 2 ст. 307, п.п. 1, 2 ст. 308 ГК РФ). По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). При этом согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.
Сказанное означает, что даже если в упомянутом в вопросе договоре (контракте) поставки товара будет указано, что оплата товара будет производиться третьим лицом (благотворителем), который не является стороной контракта, заказчиком по такому контракту и лицом, обязанным произвести оплату, останется бюджетное учреждение и у поставщика будет право предъявить требование об оплате товара к данному учреждению*(1). Сказанное подтверждает судебная практика (постановление Восемнадцатого ААС от 28.02.2019 N 18АП-1646/19, постановление Девятого ААС от 19.02.2019 N 09АП-51552/18). В связи с чем мы полагаем, что подобная закупка должна производиться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения трехстороннего контракта с условием об оплате лицом, не являющимся заказчиком (письмо Минфина России от 21.11.2019 N 24-03-07/90032, письмо Министерства экономического развития РФ от 14.06.2016 N Д28и-1614 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"). Соответственно, благотворитель не может быть наряду с заказчиком стороной упомянутого в вопросе контракта.
Разумеется, вышеизложенное не означает, что обязательства заказчика по оплате работ, возникшие из заключенного им в соответствии с Законом N 44-ФЗ контракта, не могут быть исполнены другим лицом. Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. В некоторых случаях, в частности, при просрочке исполнения должником денежного обязательства кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, даже если должник такое исполнение на третье лицо не возлагал (п. 2 ст. 313 ГК РФ). В остальных случаях кредитор, хотя и не обязан, но вправе принять от третьего лица исполнение, предложенное им за должника.
Следовательно, третье лицо (в том числе и благотворитель) может по своей инициативе исполнить имеющееся у учреждения обязательство перед поставщиком по оплате товаров путем внесения (перечисления) поставщику соответствующей денежной суммы. Если такое исполнение будет принято, обязанность учреждения по оплате товаров будет считаться прекратившейся. Судебная практика подтверждает возможность оплаты по контрактам за заказчика третьими лицами (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 27.05.2015 N Ф08-3198/15, Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7641/14, постановление АС Уральского округа от 04.06.2019 N Ф09-2275/19 по делу N А50-16460/2018). Такая оплата может производиться и в силу договора пожертвования (постановление АС Уральского округа от 09.08.2018 N Ф09-3079/18 по делу N А50-9583/2017, постановление АС Уральского округа от 02.03.2018 3Ф09-4239/17 по делу N А50-20783/2016, постановление Семнадцатого ААС от 09.04.2018 N 17АП-2532/18). Не противоречит закону и возложение заказчиком исполнения обязательства по оплате товаров, работ или услуг по контракту на третьих лиц (постановление Пятнадцатого ААС от 13.06.2018 N 15АП-7566/18). Однако подчеркнем, что такие обязательства до их исполнения сохраняются именно за заказчиком.
Таким образом, в приведенной ситуации упомянутый в вопросе договор должен быть заключен в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, однако обязанность оплатить товары по нему может быть исполнена за заказчика благотворителем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

20 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Такая обязанность могла бы возникнуть у плательщика-благотворителя, в частности, если бы указанный в вопросе договор поставки был заключен между ним и продавцом по правилам ст. 430 ГК РФ (договор в пользу третьего лица) и предусматривал, что права на товар возникают у третьего лица (учреждения), которому он подлежит передаче.

Все консультации данной рубрики